Биография человека мира — увлекательное чтение для людей с воображением.
Максим ЧЕРТАНОВ
Хемингуэй
М.: Молодая гвардия, 2010 год. — 531 стр.
Тираж 5 000 экз.
«Когда у нас был один Хемингуэй — нет, конечно, не тот, официальный, друг трудящихся и великий гуманист, а тот, в свитере, что глядел на нас с портрета: Папа (хотя вернее было бы «Батя»*) Хэм — «свой мужик», похожий на советского геолога или антисоветского барда, ироничный, сдержанный, мудрый, — в остальном мире давно существовал другой: неврастеник, позер, патологический лжец, под фальшивой брутальностью скрывающий массу комплексов, талантливый, но рано исписавшийся алкоголик. Примирить этих двоих, слепить из них подобие живого человека — немыслимо. <...> * Русскому «папа» скорее соответствует английское dad, daddy, а papa имеет более почтительный оттенок», — так начинает свою книгу Максим ЧЕРТАНОВ, относительно которого у читателей и критиков есть мнение, что за этим псевдонимом скрывается некто, вплоть до Дмитрия Быкова.
Как бы то ни было, это уже третья чертановская биография в молодогвардейской серии «ЖЗЛ». Ранее, как о том свидетельствует Лев Данилкин в «Афише» (afisha.ru), уже вышли жизнеописания Уэллса и Конан-Дойла. Тот же Данилкин чертановскому «Хемингуэю» посвящает массу самых приятных эпитетов: «Стопроцентно оригинальная, артистичная, увлекательная, остроумная, не восторженная и не скандальная, плотно набитая фактами и свежими соображениями, учитывающая самые недавние работы предшественников книжка; пожалуй, лучшая из написанных по-русски биографий года».
Спорить с маститым Данилкиным не берусь, тем более что на упомянутую книгу стоит потратить вечер-другой, чтобы без особых хлопот и сидения в аэропорту побывать в американской глубинке, африканской саванне или в Париже, где всякий в начале двадцатых мог бы прожить год за тысячу долларов (видно, доллары были не то, что ныне), но только один человек мог написать «Праздник, который всегда с тобой».