Научная фантастика возвращается.
Бозон Хиггса. Сборник повестей и рассказов.
Серия «Настоящая фантастика»
М.: Снежный ком, 2010 год. — 480 стр.
Тираж 3 000 экз.
На обложке указано нечто вроде девиза: «НФ-возрождение: новый рассвет». Вместе с переводной серией «Сны разума» российская «Настоящая фантастика» настойчиво и последовательно, книга за книгой, печатает так называемую твердуюфантастику, базирующуюся на научной картине мира. Как прямо говорится в предисловии к «Бозону Хиггса», «пугающее непосвященных название, внушительный объем и сложность текстов, отсутствие разгружающих, легких произведений – факторы, работающие против популярности. Может быть, именно такие книги и нужны сейчас больше всего. По-хорошему эстетические, некоммерческие проекты дают любознательному читателю серьезно расширить свои горизонты. Понять, что кроме приземленных, развлекательных функций научно-фантастическая литература решает широкий спектр задач, лежащих в совершенно иной плоскости, чем те вопросы, какими обычно занимается популярная проза».
Такую декларацию московские писатели и редакторы Ярослав ВЕРОВ и Игорь МИНАКОВ проповедуют последние два-три года. И появление столичного издательства «Снежный ком», отметившегося в прошлом году сразу десятком добротных фантастических книг — без драконов, мечей, звездных сражений и подобной лабуды – во многом их заслуга. Замечу лишь, что вышеназванный антураж не исключает редких качественных произведений, как и описание трудовых будней физической лаборатории на орбите может оказаться откровенной халтурой. Самым ярким произведением сборника стала дебютная повесть Натальи ЛЕСКОВОЙ «Марсианин», описывающая жизнь после третьей мировой войны. Впрочем слово «описывающая» слишком уныло для этого сочного произведения о подростках в мире, где каждый имеет, помимо своего естественного, еще и встроенный искусственный мозг, но большинство использует его в основном для того, чтобы подключиться к Каналу и жить искусственно выстроенными для них мирами. «Девиант» 88-летнего Евгения ВОЙСКУНСКОГО по качеству исполнения может дать фору 90% нынешних отечественных молодых авторов: живые люди и реальные проблемы их взаимоотношений. Повесть о том, что главное даже не на Земле, а рядом с тобой – это твои родные, и сделать их счастливыми – труднейшая задача.