3 марта в конференц-зале СО РАН состоялся форум региональных деловых общественных организаций «Объединяющий общественный горизонт — развитие предпринимательской инициативы и деловой активности в регионе». Его организаторами выступили Омский областной союз предпринимателей (ООСП) и Омское отделение Российской инженерной академии при участии Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Встреча была посвящена развитию инновационного предпринимательства в Омске и Омской области и разворачиванию общественного взаимодействия внутри делового сообщества. В форуме приняли участие более 70 человек, среди которых представители Омской ТПП, Ассоциации молодых предпринимателей, Омского закупочного союза, Омского банковского союза, Союза строителей Омской области, «Опоры России», департамента городской экономической политики, Центра поддержки предпринимательства и других организаций и ведомств.
Чтобы жить долго
— Нам необходимо обсудить вопросы интеграции наших омских общественных организаций, имеющих отношение к бизнес-проектам, инженерным технологиям. Инженер прежде всего предприниматель, роль его в нашем обществе еще не до конца оценена. Мы хотим, чтобы наш регион стал лидером в реализации инновационных проектов, потому и проводим данный форум, — обратился к участникам встречи председатель Омского отделения Российской инженерной академии Петр ГОРБУНОВ.
Член Координационного совета ООСП Сергей ГАНЧАРУК поделился своим видением целей и задач форума:
— Сейчас активно начали формироваться и взаимодействовать между собой деловые общественные организации. Обычно люди вступают в них по личным мотивам, которые связаны с их социальными амбициями, желанием получить более высокий статус, боязнью остаться одному в кризис и потерять бизнес, желанием расширить свою клиентскую базу. Указанные принципы, к сожалению, долго не работают, потому общественные организации часто превращаются в клуб по интересам либо прислоняются к существущей власти, чтобы стать более авторитетными. И, наконец, есть третий принцип, на основании которого создаются общественные организации и объединяются друг с другом, — это решение общих для делового сообщества проблем. Только в этом случае организации живут долго. Потому ООСП и решил проявить инициативу и объединить свои усилия с другими организациями.
Молодежь ориентируется на чиновников
ГАНЧАРУК отметил, что за последние 20 лет Омск лишился важных ресурсов — рынка сбыта Казахстана в результате распада СССР, внутреннего рынка сбыта из-за разрушения оборонного комплекса и сокращения вооружения, рынка Тюменского Севера в результате создания федеральных округов, куда сбывалась основная часть омской сельхозпродукции, и, наконец, больших налоговых поступлений из-за перерегистрация Сибнефти в Петербург. По мнению ГАНЧАРУКА, такая неразумная политика со стороны государства вгоняет Омский регион в логику дотационного — то есть когда не хватает государственных средств, чиновники начинают увеличивать налоговую нагрузку на бизнес. ГАНЧАРУК отметил еще одну специфику Омского региона: отсутствие полезных ископаемых и каких-либо разработок в данном направлении, а также политика выдавливания наиболее активной части предпринимателей. Таким образом, в Омске самостоятельных людей становится все меньше, а потребительски настроенных, ориентированных на чиновничью работу, особенно среди молодежи, все больше. Поэтому, как считает ГАНЧАРУК, создание и запуск новых бизнес-проектов в нашем городе — большая проблема. Он уверен, что нужно культивировать и развивать предпринимательский тип мышления, предпринимательскую инициативу в регионе.
Следующий шаг, который могло бы сделать омское деловое сообщество, по мнению ГАНЧАРУКА,— это начать производить то, что необходимо обществу, но при этом то, что пока еще никто не производит.
— Нужно использовать в этом плане подход к бизнесу, который применила компания Apple, разработав и выпустив такую новинку, как iPhone. Преимущество и уникальность последнего в максимальной простоте использования с технической точки зрения — именно это и позволило наладить его массовое производство. Поэтому за ним стоят в очереди, чтобы купить, несмотря на высокую цену. В структуру пользования жителей Земли ввели массовый компьютер, для работы с которым не нужно быть продвинутым пользователем. Затем Apple формирует специальный канал, по которому люди сами покупают себе необходимое программное обеспечение для iPhone — всякие полезные интересные штуки, расширяющие возможности, облегчающие жизнь. Ведь данная компания зарабатывает именно на продаже программного обеспечения, а не на технических продуктах — привел пример ГАНЧАРУК.
Проект «Омск-Канада»
Другое направление связано с новой схемой организации бизнеса: если бизнес неприбыльный, значит, надо придумать, как его организовать так, чтобы он приносил прибыль. ГАНЧАРУК разработал карту стартовых первопроходческих перспективных проектов, основанных на новых предпринимательских идеях. Например, среди них проект «Омск-Канада» — предлагается использование Омска в качестве стартовой экспериментальной площадки для создания образца модернизации качества жизни людей с последующим его тиражированием. То есть использовать в Омске канадские технологии и стандарты в строительстве жилья, признанные одними из лучших во всем мире, предварительно адаптировав их под нашу систему законодательства, наш менталитет. Создать в Омске омско-канадский институт развития города, который и будет заниматься адаптацией.
— Например, я пытался продавать дома, построенные по канадским технологиям, как на Западе — продавать базовую комплектацию и добавлять к ней различные опции, которые стоят дорого, потому на них и зарабатывать. Однако у меня это не получилось, так как у омичей другой менталитет — они хотят за небольшую стоимость получить максимум комфорта. Так вот я взял и сменил схему продаж. Теперь продаю дома в двух исполнениях — один дом в стандарте с минимальным объемом комфорта, а другой дом с максимальным комфортом. Продажи пошли. Такой подход нужно применять не только в строительстве, но в самых различных сферах, — поделился ГАНЧАРУК.
Еще одно направление, в котором можно работать омскому бизнесу, — продавать экологически чистую сельхозпродукцию, которая сегодня очень популярна во всем мире. Люди как в России, так и за рубежом готовы платить большие деньги за такую продукцию однако, чтобы отвоевать свою нишу на рынке, омичам нужно создать уникальный бренд. Например, ГАНЧАРУК предлагает позиционировать омскую продукцию, как ту, которая сделает человека сильным и здоровым, потому что она выращена именно в суровых климатических условиях, то есть в ней сконцентрирован максимум жизненных сил, максимум витаминов и полезных веществ, которые помогли ей выжить. Ведь недаром сибиряки славятся крепким здоровьем. Такая продукция, по мнению ГАНЧАРУКА, будет иметь массу преимуществ перед той же экологически чистой продукцией, которая сейчас продается на Западе, потому что наша будет выращена не в теплицах, а на почве в суровых условиях. То есть омичам нужно продавать не просто экологически чистую продукцию, а сибирское здоровье — вот это и есть уникальный бренд.
— На мой взгляд, сегодняшний форум в какой-то степени можно назвать историческим. То, о чем мы говорим с точки зрения будущего и того потенциала, который накоплен предпринимателями и учеными, но не использован, может дать платформу для дальнейшего плодотворного сотрудничества. Планируем проводить подобные встречи ежеквартально, — подвел итоги встречи президент ООСП Павел КРУЧИНСКИЙ.