С наступлением весны традиционно накаляется ситуация по расчетам предприятий коммунальной сферы с поставщиками ресурсов. Стремительно растут к весне и долги за газ. Хотя в этом отопительном сезоне, по словам заместителя генерального директора ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», за коммунальщиков персонально ручались главы муниципальных районов. О долгах и обязательствах, которые не исполняются, с Сергеем ПОДОЛЬНЫМ побеседовал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
— В этом отопительном сезоне ситуация должна была измениться, насколько я понимаю. Оплату поставок природного газа коммунальщикам должны были производить под гарантии глав муниципальных образований…
— Действительно, и расчеты по текущему потреблению, и графики платежей по задолженностям были согласованы и подписаны осенью главами всех районов. В ряде районов нам, как поставщику природного газа, были предоставлены и муниципальные гарантии в объеме 10-15 млн рублей. Тем не менее неплатежи есть, и дебиторская задолженность растет. На 28 марта предприятия коммунального комплекса Омской области недоплатили за отпущенный природный газ 115,5 млн рублей. И это еще без учета должников из числа промышленных предприятий, частично отпускающих тепловую энергию коммунальной сфере. Только у ООО «Теплогенерирующий комплекс» долг в этом отопительном сезоне составил 43,9 млн рублей, а есть и другие неплательщики. 13,9 млн рублей задолжало за газ ОАО «ОКСК», 13,5 млн рублей – ООО «Тепловая компания», 11,4 млн рублей – ОАО «КБ транспортного машиностроения», 11,2 млн рублей – ООО «Октан-Сервис». Те объемы газа, которые идут на производственные нужды, предприятия оплачивают вовремя. А объемы на коммунальные нужды не оплачивают, уверяя, что им задолжали управляющие компании.
— А какие районы области самые проблемные?
— У Черлакского района долг еще с декабря 2010 года. Большие суммы задолжали коммунальные предприятия Таврического, Нововаршавского, Русско-Полянского районов. У МУП «Тепловая компания» Омского района долг превысил уже 28 млн рублей.
— В суде пытаетесь взыскивать эти долги?
— Естественно. Претензионная работа у нас ведется, иски по всем должникам направлены в суд еще в феврале — марте. К сожалению, эффективность судебных исков на сегодняшний день не очень высока. У нас уже были случаи, когда и суды выносили решения в нашу пользу, а денег все еще нет. Коммунальное предприятие может объявить себя банкротом, и тогда процесс возврата средств растягивается на неопределенное время.
— И как будете «стимулировать» злостных должников? Ограничениями в подаче газа?
— В январе — марте, когда температуры низкие, мы ограничений не вводим. Население не должно страдать из-за нерадивости работников коммунальной отрасли. Но сейчас, когда уже наступил апрель, мы намерены предпринимать ко всем должникам самые жесткие меры. Злостным неплательщикам среди предприятий ЖКК, а таких порядка 30%, мы еще в конце марта направили предупредительные письма о возможном введении ограничений на поставки газа. В апреле станет уже теплее, чрезвычайной ситуации мы не создадим, так что должники на спокойную жизнь могут не рассчитывать. Причем механизмы воздействия могут быть разные. Мы можем, например, ограничить поставки газа на котельную, которая отапливает здание районной администрации.
— Реакция последовала после ваших предостережений?
— В некоторых районах осознали последствия и стали уделять больше внимания расчетам за потребляемый газ. Только, пожалуй, в Марьяновском районе прокуратурой вместо выяснения причин растущей просроченной задолженности было направлено в наш адрес предостережение о недопустимости нарушения закона. Но мы закон нарушать не собираемся. ООО «Тепловые сети и котельные» Марьяновского района – это юридическое лицо, имеющее с нами договорные отношения, и мы имеем полное право в одностороннем порядке прекратить поставку газа в случае длительной неоплаты. Федеральный закон «О газоснабжении в РФ», который регламентирует все отношения между поставщиками и покупателями, дает нам такое право. А прокуратура Марьяновского района почему-то приравняла нас, поставщика газа — ресурсоснабжающую организацию, к предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги по отоплению населения.
— А как с лимитами на газ для Омской области на следующий год?
— Обычно защита объемов балансового газа, который предполагается выделить на 2012 год, происходит в мае, поэтому сейчас ничего определенного сказать не могу. Но одно знаю точно: если предприятия ЖКХ не ликвидируют свои долги, то области будет трудно обосновать лимит газа на следующий год. А это означает, что тем же котельным в районах в будущем году дешевого газа может достаться меньше. Принципы очень простые: не платишь за дешевый газ по регулируемой государственной цене – плати за дорогой по коммерческой цене; не платишь за газ – переходи на альтернативные виды топлива.
— На мазут?
— В том числе на мазут. У каждой котельной предусмотрено резервное топливное хозяйство. Осенью, перед началом отопительного сезона, газовая инспекция проверяла все коммунальные предприятия области на предмет работоспособности альтернативного топливного хозяйства. Резервное топливо у всех было, причем в необходимом количестве, в т.ч. и на котельных ООО «Тепловые сети и котельные» Марьяновского района. Потребителей тепла вообще не должны волновать вопросы надежности теплоснабжения. Основное топливо используется или резервное – это уже проблемы теплоснабжающей организации, управляющей компании и администрации муниципального района. А у людей в домах тепло должно быть всегда.
Я, кстати, недавно принимал участие в большом и представительном форуме, посвященном проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, который проводился в Москве по инициативе Минрегионразвития РФ. И там глава этого федерального министерства, Виктор БАСАРГИН, озвучил ряд изменений, которые правительство предполагает внести в законодательство в ближайшее время в связи с тем, что уже слишком много появилось примеров, когда управляющие компании в сфере ЖКХ собирают деньги с населения и вместе с ними исчезают либо умышленно банкротятся. И государство намерено ужесточить требования к управляющим компаниям в сфере ЖКХ. А для начала, на чем настаивает президент, правоохранительные органы тщательно проверят управляющие компании на предмет целевого расходования средств. И эти шаги, на мой взгляд, вполне логичны. Предприятия ЖКХ занимаются регулируемым видом деятельности, потребители в большинстве своем за их услуги рассчитываются, из бюджетов субсидии поступают вовремя, а куда при этом деньги уходят – никто не знает. Причем предполагается законодательно закрепить ответственность глав муниципальных образований за деятельность их предприятий ЖКХ, включая освобождение от занимаемых должностей.
— Человеческий фактор?
— Да, очень многое действительно зависит от позиции главы муниципального образования. И при смене администрации сразу же меняется и ситуация с платежами. Яркий пример — Калачинский район, где до недавнего времени жилищно-коммунальный комплекс был всегда в должниках. И долги нам приходилось вырывать буквально с боями. А после выборов нового главы произошла смена руководства в коммунальном хозяйстве, мы совместно составили график погашения задолженности, и все расчеты теперь производятся вовремя, согласно графику. На сегодняшний день просроченных долгов у района нет. Причем это далеко не единичный пример. Многие районы оплачивают газ не просто вовремя, а даже предоплату вносят. В частности, Полтавский район. Он давно работает по предоплате. Вполне нормальная ситуация с расчетами у коммунальных предприятий Крутинского, Исилькульского, Саргатского, Шербакульского, Оконешниковского районов. Почему в Полтавском районе могут оплачивать поставки газа, а в проблемных районах не могут? Почему главы никак не наведут порядок в сфере ЖКХ? Что, в Полтавском районе другие люди живут или экономика там какая-то другая? Нет, экономика та же. Но с этим не нам, естественно, разбираться. Мы реализуем природный газ – выполняем обязательства по бесперебойным поставкам топлива как населению, так и промышленным потребителям. А выяснять, куда уходят деньги из предприятий ЖКХ, – это уже дело правоохранительных органов.