Интересно, как преломляются проблемы Джэя Гэтсби в российской жизни.
Фрэнсис Скотт ФИЦДЖЕРАЛЬД
Великий Гэтсби
Роман
Пер. с англ.
СПб.: Азбука-классика, 2004 год. -256 стр.
Тираж 8 000 экз.
Фрэнсис Скотт ФИЦДЖЕРАЛЬД — писатель, возвестивший миру о начале нового века — «века джаза, автор романов «Великий Гэтсби», «Ночь нежна», «Последний магнат» — принадлежит к числу самых крупных прозаиков США двадцатого века.
В предисловии к роману в издании «Азбука-классика» литературовед Юрий Ковалев (1922 — 6 января 2000, Санкт-Петербург) — литературовед, доктор филологических наук, основоположник петербургской школы американистики, профессор СПбГУ) отметил между прочим: «Очень богатые люди» — термин, введенный Фицджеральдом. Он шире, чем его прямое значение. Это не обязательно люди, у которых много денег. И даже не всякий человек, у которого много денег, относится к «очень богатым людям». Среди героев Фицджеральда есть такие, у кого денег немного, и они даже работают, но тем не менее относятся к касте «очень богатых». У Джэя Гэтсби в «Великом Гэтсби», напротив, денег куры не клюют, но все-таки его нельзя причислить к «очень богатым», хотя он и стремится к этому всей душой».
«Великий Гэтсби» вышел в свет в 1925 году. Действие романа происходит в Нью-Йорке в двадцатые годы XX века: «сухой закон» сделал многих бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Отсюда и ведут свое начало психологические дилеммы романа. Хотя «Великий Гэтсби» был инсценирован на Бродвее и экранизирован в Голливуде вскоре после выпуска, роман не стал при жизни автора особенно известным — было продано менее 24 тыс. экземпляров книги. Во времена Великой депрессии и Второй мировой войны он был забыт, и появился снова лишь в пятидесятые годы, когда и приобрёл популярность. Теперь это классика. Примечательно, что по отношению к российской действительности роман переживает ренессанс, и это понятно: страна узнала еще одни свои «двадцатые».