Такая задача отражена в Плане-графике перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме, который был утвержден 27 апреля правительством Омской области.
В Омской области решили значительно дополнить обязательный перечень из 58 госуслуг, предоставляемых в электронном виде, определенный правительством Российской Федерации. Эта работа была начата в 2009 году. В рейтинге отраслевого журнала «Госменеджмент» за 2010 год Омская область получила четвертое место в России и первое место в СФО по готовности к переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде в нашем регионе.
Доступ для пользователя к государственным услугам будет открываться поэтапно. В Омской области уже выполнили первый этап – создание реестра услуг, предоставляемых в электронном виде, и второй этап – размещение на сайте бланков заявлений на получение услуги. Ознакомиться с реестром и скачать бланки можно на портале государственных услуг pgu.omskportal.ru Планируется открытие адреса в домене.рф.
На третьем этапе пользователь сможет подать на сайте заявку на получение той или иной государственной услуги, отправив все необходимые документы в отсканированном виде. По 24 госуслугам это можно будет сделать с начала августа 2011 года. По остальным – с начала июля 2012 года. На четвертом этапе пользователь сможет отслеживать на портале ход прохождения его заявки в государственных инстанциях. Эта возможность будет доступна в 2012 году. Для 13 услуг на этом все и закончится – возможность предоставлять их полностью в электронном виде не предусмотрена законодательством. Еще для 6 услуг все закончилось на этапе скачивания заявления – по тем же причинам.
На последнем, пятом этапе можно будет получить госуслугу полностью в электронном виде. Правда, для получения итогового документа – например, свидетельства о праве владения земельным участком — все равно придется прийти лично в государственный орган и показать там паспорт и оригиналы документов.
81 госуслуга будет полностью доступна для получения через Интернет. Еще 26 услуг относятся к разряду муниципальных, сроки их внедрения муниципальные образования будут определять сами. Кстати, лишь 5 муниципалитетов – город Омск, Азовский, Большеуковский, Горьковский, Исилькульский и Калачинский районы до сих пор не утвердили графики перевода госуслуг в электронную форму.
Самый интересный вопрос – как будет осуществляться идентификация пользователей, чтобы под именем одного человека услугу не получил другой. Как сообщил заместитель начальника департамента информационных технологий, связи и безопасности министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Сергей АВДЕЕНКО, ведется работа по нескольким вариантам. Один вариант применили федералы – регистрация на сайте по номерам пенсионных удостоверений. Второй вариант, применяемый на сайтах банков и телекоммуникационных компаний, – получение пары логин — пароль. Для активации пароля пользователь получит SMS на свой мобильный телефон. Будет доступен самый надежный вариант с электронной цифровой подписью. Однако ЭЦП сложна в использовании и стоит более 100 рублей, поэтому рассчитывать на ее широкое распространение не следует. Больше надежд возлагают на универсальные электронные карты, подготовку к введению которых активизировало правительство Российской Федерации. Карты получат все граждане страны. Для того чтобы идентифицировать себя в сети, человеку надо будет подключить к компьютеру специальное устройство — ридер (он стоит около 200 рублей) и вставить карту. При всех вариантах будет соблюдена приватность пользователя – его персональную информацию, данные о заказанных услугах другие пользователи видеть не будут.
Как сообщил Сергей АВДЕЕНКО, в Омской области для создания портала государственных услуг использовано стандартное программное решение, разработанное по заказу Минэкономразвития РФ, несколько доработанное омскими специалистами.
В настоящее время идет согласование регламентов, определяющих действия специалистов семи министерств и ведомств, которые будут задействованы в предоставлении госуслуг в электронной форме.
Михаил ОСКОЛКОВ