В марте — апреле 2011 года компания «Первый Рейтинг» провела комплексное маркетинговое исследование туристического рынка Омска. Основная задача – формирование рейтинга туристических компаний.
Зачем?
В России не существует официального способа измерения туристического рынка, особенно в регионах. В итоге профессиональное сообщество прибегает к такому инструменту, как рейтинги. Не первый год изучая местный туррынок, компания «Первый Рейтинг» составила Топ турагентств Омска-2011. В дальнейшем мы планируем проводить такие исследования ежегодно. Регулярная публикация их результатов позволит рейтингу стать одним из инструментов оценки рынка и для работающих на нем профессионалов, и для туристов, выбирающих компанию для организации своего отдыха.
Как это делалось?
Для достижения большей объективности мы построили рейтинг на основании опросов его участников с двух сторон: во-первых, это потребители, реальные и потенциальные клиенты туркомпаний Омска, во-вторых – экспертное сообщество, менеджмент самих омских компаний, способный дать оценку себе и конкурентам.
В результате работ по созданию омского туристического рейтинга компания «Первый Рейтинг» провела следующие виды исследований:
— Экспертный опрос руководителей туристических компаний Омска. Метод проведения исследования – телефонный опрос, личное интервью. Всего опрошено 80 экспертов.
— Опрос реальных и потенциальных потребителей омского рынка туруслуг: жителей Омска в возрасте от 20 до 45 лет, среднего и выше уровня дохода, проводивших свои отпуска вне Омска, как минимум, один раз в последние три года или планирующих отправиться на отдых в течение 2011 года. Всего опрошено 300 человек.
Кто впереди?
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ рейтинг туристических компаний Омска-2011 (по оценкам экспертов-участников рынка)
Методика расчета результатов
1. Баллы. Сумма баллов рассчитывалась по количеству упоминаний экспертом компании в качестве лидера рынка. За присуждение компании первого места начислялось 5 баллов, второго – 4 балла, третьего – 3 балла, четвертого – 2 балла и пятого – 1 балл.
2. Процент голосов – процент упоминаний экспертами данной компании в числе 5 лучших компаний туристического рынка Омска.
Безусловным лидером рейтинга стала компания «Три кита». Стоит отметить, что эксперты обязательно упоминали эту компанию и в числе первой тройки по всем направлениям отдыха. Тогда как другие участники Топ-5 имеют более выраженную географическую специализацию – компания «Велл» лидирует по направлению Европа, «Летур» называют первым по Турции и Египту, «Омсктур» более специализируется по отдыху в Омской области.
Рейтинг ИЗВЕСТНОСТИ туристических компаний Омска среди населения города в 2011 г.
Методика расчета результатов
1. Баллы. Сумма баллов рассчитывалась по количеству упоминаний респондентом компании. За спонтанное упоминание (без подсказки) компании первой начислялось 3 балла, за последующее упоминание – 2 балла, за узнавание по подсказке – 1 балл.
2. Процент голосов – общий процент узнаваемости компании (из заданного списка).
Лидеры среди узнаваемости населением – туристические компании «Три кита» и «Летур». Остальные компании, попавшие в Топ-5, отстают от лидеров на 15% и более.
Всего же из более чем 250 компаний, действующих сейчас на туристическом рынке Омска, их потенциальные клиенты узнают названия только чуть более 30-ти компаний. Остальные остаются безвестными.
Рейтинг ДОВЕРИЯ туристическим компаниям Омска среди населения города в 2011 г.
Методика расчета результатов
1. Баллы. Сумма баллов рассчитывалась по количеству упоминаний респондентом компании, куда он уже обращался, – 1 балл, в которую планирует обратиться при подготовке ближайшего отпуска, – 2 балла. За то, что турист считает себя постоянным клиентом компании, ей начислялось 3 балла.
2. Процент голосов – процент респондентов, планирующих обратиться в данную компанию для организации своего следующего отпуска.
По данным опроса хотя бы однажды за помощью в организации отдыха в омские турагентства обращались около 60% омичей, проводящих свой отпуск вне дома. Причем 90% из них не остались разочарованными и планируют вновь прибегнуть к услугам омских турфирм. Однако реальные показатели рейтинга доверия, складывающиеся на основании опыта сотрудничества туристов с организаторами их отдыха, в разы меньше, чем в рейтинге известности.
Тем не менее лидерам Топа удалось удержать свои первые позиции. Это по-прежнему компании «Три кита» и «Летур». И вновь их ближайшие преследователи отстают от лидеров наполовину и более.
Следующий этап рейтинга туристических компаний Омска планируется провести в марте — апреле 2012 года.
Исследовательская компания «Первый Рейтинг»,
официальный партнер холдинга «РОМИР»
г. Омск, пр. К. Маркса, д. 20, оф. 401,
тел. (3812)38-21-20, e-mail: mail@rating1.ru