Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

В Цветнополье с молотка продают дома, где живут люди

8 июня 2011 15:17
0
2905

500 человек могут остаться без крыши над головой из-за долгов акционерного общества. 

4 июля состоится аукцион, на который будут выставлены 12 жилых домов, находящихся на балансе обанкротившегося ЗАО «Цветнополье» (находится в одноименном селе Азовского района). Глава Цветнопольского сельского поселения Александр СМИРНОВ говорит, что ситуация удручающая: лицом без определенного места жительства может стать каждый пятый человек в деревне, ведь на балансе ЗАО находятся 136 домов, где живут люди. Среди потенциальных бездомных пенсионеры, работники колхоза, учителя, воспитатели детского сада и многодетные семьи. У большинства людей нет денег на то, чтобы выкупить жилье, в котором они проживают с советских времен.

Банкротство
Напомним, 14 сентября 2010 года Арбитражный суд Омской области признал ЗАО «Цветнополье» банкротом. ЗАО задолжало ФНС, то есть все уровни бюджета, 22 миллиона 700 тысяч рублей, долг перед другими кредиторами незначительный – порядка 70 тысяч. Конкурсный управляющий Ольга КУЗЬМИНА намерена погасить долги ЗАО «Цветнополье», продав 136 жилых домов, водонапорные башни, стройматериалы и автомобиль «Фиат», которым пользовался директор ЗАО – это все, что удалось найти. Остальное имущество было передано бывшим руководством в ООО «Цветнополье» (как удалось выяснить «КВ», за этим обществом с ограниченной ответственностью стоит московская фирма «Русское зерно»). Сейчас в производстве арбитража находится иск ЗАО «Цветнополье» к одноименному ООО, конкурсный управляющий КУЗЬМИНА требует вернуть имущественный комплекс стоимостью 112 миллионов рублей.

Предыстория
Бывший директор ЗАО «Цветнополье» Константин НЕЦЕЛЬ не любит фотографироваться и общаться с журналистами: к нему приезжали представители различных СМИ от газет до телевидения, ни с кем он встречаться не стал, но для «КВ» сделал исключение, предупредив, что, если в печати появится хоть слово неправды, корреспондент издания встретится с бывшим руководителем ЗАО в суде. Поэтому мы постарались сохранить авторский стиль повествования Константина НЕЦЕЛЯ.

Константин Рудольфович рассказал, что в сложившейся ситуации виноваты москвичи, они выплатили кредит, который висел на ЗАО (32 миллиона рублей), и встали у руля предприятия. Почему-то потребовалось перерегистрировать ЗАО «Цветнополье» в ООО. Тогда-то и сформировался долг по НДС почти на 23 миллиона рублей.

Также НЕЦЕЛЬ рассказал, что колхоз им. Ленина (затем АОЗТ «Цветнополье», потом ЗАО «Цветнополье», теперь ООО «Цветнополье») строил дома в Цветнополье и Роза Долине (отделение колхоза) с 70-х годов прошлого века. Всего в эксплуатацию были введены 240 жилых домов.
Сначала в этих домах жили работники хозяйства, но впоследствии многие из них уехали на историческую родину, в Германию. В дома переселились работники соцсферы: учителя, воспитатели детского сада и пенсионеры. Никакого отношения к ЗАО «Цветнополье» эти люди не имели, несколько раз подчеркнул Константин Рудольфович.

В 1993 году состоялось собрание акционеров, на котором колхозники по непонятным причинам решили, что дома приватизировать не будут.
«Переубедить людей» НЕЦЕЛЬ попытался в 2004 году, на этот раз ему это удалось. На собрание акционеров вынесли проект, по которому колхозники могли выкупить дома по остаточной стоимости, цена устанавливалась в зависимости от стажа работы в хозяйстве: если стаж составлял 25 и более лет, дома продавались за 5% остаточной стоимости, если человек проработал 20 лет, он мог выкупить недвижимость за 10% и так далее. Люди, не работавшие в колхозе, и те, кто трудился менее десяти лет, должны были выкупать дома по рыночной стоимости.
В число «льготников» попал и Константин НЕЦЕЛЬ (общий стаж его работы в колхозе превысил 30 лет). Константин Рудольфович приобрел свой дом 1993 года постройки в собственность то ли за 36, то ли за 38 тысяч рублей (за давностью лет уже не помнит). Сейчас дом НЕЦЕЛЕЙ риелторы оценивают в 3 миллиона рублей.

Сравнительно недорогой вариант выкупа домов был предложен даже тем, кто не работал в ЗАО ни дня: по словам НЕЦЕЛЯ, в 2009 году по деревне ходила комиссия и оценивала дома, большая часть из них была выставлена на продажу дешевле 100 тысяч рублей.
«Мы предлагали разные варианты. Можно людей опросить: на Кировской улице стоит двухэтажный дом, он построен позже моего, его оценили в 400 тысяч, пришел мужик, простой сварщик, он НЕЦЕЛЮ не родственник, не друг. Он сказал, что у него нет таких денег: есть 180 тысяч и два котла, мы взяли деньги и котлы».

Но учителя и воспитатели детского сада «решили захватить колхозное имущество». Инициатором захвата собственности выступила бывшая учительница, ныне пенсионерка Вера ЗИМОГЛЯД. По словам НЕЦЕЛЯ, ей предлагали выкупить дом 1970-го года постройки за 46 тысяч рублей. Но Вера Ивановна на уступки не шла, в переговоры не вступала, вместо этого писала письма в прокуратуру, заявления в ОБЭП, Администрацию премьера и президента.

Вера ЗИМОГЛЯД отработала в Цветнопольской средней школе больше 40 лет, ее муж Михаил ПЛЕШИВЫЙ почти всю жизнь работал участковым в этой же деревне. Они не стали опровергать слова бывшего директора, а показали письмо за личной подписью Константина НЕЦЕЛЯ, благо за несколько лет, что пенсионеры ищут правду, скопилась целая кипа отписок чиновников. В официальном письме, датированном 2009 годом (как раз тогда по селу ходила комиссия и оценивала дома), Константин Рудольфович предлагал пенсионерам выкупить 40-летний дом с протекающей крышей, гнилыми окнами и потрескавшимися стенами за 220 тысяч рублей (почти в пять раз дороже той цены, что называл корреспонденту «КВ»). Таких денег пенсионеры не нашли.

День зависимости
4 июля в Цветнополье ждут со страхом: именно на эту дату назначен аукцион, на котором решится, останутся или нет люди в домах, в которых прожили десятки лет.

Глава Цветнопольского сельского поселения Александр СМИРНОВ прошел с жителями «проблемных» домов по всем властным коридорам, ему удалось снизить стоимость жилья, но все равно большая часть людей не сможет найти таких денег: кредиты под низкие зарплаты колхозников и учителей не даст ни один банк, а о пенсионерах и безработных говорить вообще не приходится:

«С областной налоговой инспекцией была предварительная договоренность, что дома будут стоить от 50 до 118 тысяч. В принципе этот вариант устраивал 80-90% жителей, они смогли бы выкупить дома. Но за прошедший месяц дома выросли в цене в два раза», — говорит СМИРНОВ.
Конкурсный управляющий Ольга КУЗЬМИНА в ответе, который она давала областной прокуратуре, говорила, что при оценке стоимости жилья будут учитываться износ дома и произведенные жителями улучшения, но, как оказалось, постройки, возведенные за счет жителей, учтены не были, поэтому люди должны выкупать вместе с колхозными домами и те строения, которые возвели сами. Конкурсный управляющий пояснила «КВ», почему жильцы будут платить за то, что построили за свой счет:
«Оценщица отказалась от этого потому, что это незаконно, ей предоставляют документы — техпаспорт и свидетельство о собственности, на основании этого она делает оценку, как она может убрать из техпаспорта сарай или летнюю кухню?”

Закон суров
Конкурсный управляющий Ольга КУЗЬМИНА в разговоре с корреспондентом «КВ» подчеркивала, что ничего со сложившейся ситуацией поделать не может. Ей людей тоже жалко, но она должностное лицо и должна действовать в порядке, установленном законом. Единственный выход для жильцов колхозных домов – не дожидаться аукциона, а выкупить их по начальной цене до проведения торгов.
Доведенные до отчаяния люди угрожают сжечь себя вместе с домами, но от этого никому лучше не станет: дома спишут, а поджигателей посадят: «Самое страшное в том, что мне звонят со всех районов Омской области. Недавно позвонили из агентства недвижимости и сказали, что хотят скупить все дома. Я прошу людей не искушать судьбу, нужно постараться найти деньги, иначе жильцы могут остаться на улице”.
В этой ситуации мог бы помочь только отказ областной налоговой инспекции от заявленных требований. Но на встрече с инициативной группой жильцов, которая состоялась 3 июня, налоговики ясно дали понять, что от законных требований отказываться никто не намерен.

Взятки гладки
Бывший директор ЗАО «Цветнополье» Константин НЕЦЕЛЬ говорит, что закона никогда не нарушал, по заданию жителей его деятельность неоднократно проверяла прокуратура, ОБЭП, налоговая, но так ничего противозаконного и не нашли: «От налоговой я чистый, от прокуратуры чистый, все документы при мне, проверяли же под микроскопом. Если бы где-то в документах стояла неправильная запятая, я бы тут не сидел», — делится Константин Рудольфович. Кроме того экс-руководитель говорит, что все значимые для акционерного общества решения принимались либо на общем собрании акционеров, либо на голосовании совета директоров. По сути, он никак не мог влиять на мнение акционеров. Поэтому дома и не были приватизированы в 1993 году, если бы его, НЕЦЕЛЯ, воля, он бы избавился от проблемного актива еще в начале 90-х, но — «Расстреливать колхозников не мог», поэтому все это и произошло.

На чужом несчастье
Конкурсный управляющий Ольга КУЗЬМИНА говорит, что уже устала отвечать на звонки людей, желающих приобрести дома, принадлежавшие ЗАО «Цветнополье». Люди, прочитавшие сообщение об аукционе в газете, готовы выкупать дома оптом, ведь они выставлены на продажу по ценам в два-три раза ниже рыночной стоимости. Но те, кто купят эти дома, столкнутся не только с морально-этическими трудностями — им придется выставлять прежних жильцов из приобретенных домовладений, но и с юридическими — многие арендаторы колхозной жилплощади оформили земельные участки около дома в собственность. Конкурсный управляющий уверяет, что это было сделано незаконно, якобы это признает и юстиция.

Определять, кто имеет больше прав на спорный земельный участок, в любом случае будет суд, разбирательства могут затянуться на несколько лет и стоить приобретателю дешевого жилья не один десяток тысяч рублей.
К тому же конкурсный управляющий, чья задача — продать имущество должника как можно выгоднее, скорее всего немного лукавит: люди, выкупившие колхозные дома в 2004 году, до сих пор не могут оформить землю в собственность.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.