«КВ» открывают серию интервью с резидентами регионального бизнес-инкубатора. Первым, с кем встретилась обозреватель «КВ» Ольга УМОВА, стал директор ООО «Икстлан» Илья ГАЛЯЕВ. Его проект заключается в разработке системы терминального доступа под операционную систему Linux на основе открытого программного обеспечения. Илья Николаевич рассказал о том, чего уже достигла его компания и какие перспективы сегодня существуют у компании «Икстлан».
— Илья, расскажите, в чем заключается суть вашей деятельности?
— Начиная с января 2009 года мы разрабатываем продукты на базе свободного программного обеспечения. В апреле 2009 года я получил за свои разработки грант по программе «Умник», компания «Икстлан» была создана летом 2010 года, и именно тогда мы выиграли конкурс на размещение в бизнес-инкубаторе сроком на три года. Цель нашего проекта — организация терминального доступа под ОС Linux на основе свободного программного обеспечения. Наш программный продукт позволяет в короткие сроки разворачивать терминальную сеть на основе Linux. Проще говоря, в одном месте расположен сервер, который раздает ряду компьютеров программное обеспечение. Такая «раздача» может происходить как по локальной сети, так посредством сети Интернет. Экономия для наших клиентов налицо: во-первых, мы основываемся на свободном, а значит, практически бесплатном ПО, во-вторых, клиент экономит на оплате лицензий на программы для каждого ПК, приобретая сразу пакет программ у нас, в-третьих, не тратится на обслуживание информационных систем. Кроме того, мы занимаемся настройкой серверов на базе системы Linux.
? Кто сейчас является вашей основной целевой аудиторией?
? Так сложилось, что сейчас мы ориентированы на работу с государственными и муниципальными учреждениями, участвуем в различных тендерах. Дело в том, что в декабре 2010 года вышел федеральный закон о том, что все госучреждения должны перейти на свободное программное обеспечение в течение 2011-2015 годов. По сути, на компьютерах будет стоять операционная система Linux, а не Windows. Мы сейчас разрабатываем решения, которые позволят на предприятиях и в учреждениях разворачивать эту систему максимально быстро и экономно.
? Какие-то госзаказы ваша компания уже выполнила?
— В начале текущего года мы разработали и внедрили систему документооборота для департамента архитектуры администрации города Омска. Сейчас мы работаем над организацией системы документооборота для районных администраций. В шести районах мы такое программное обеспечение уже внедрили, сейчас проводим обучение сотрудников. Идея заключается в том, что сервер стоит в областном центре и идет «раздача» по районам, экономия для районов на лицензиях, на обслуживании при этом огромная.
— В других регионах, с коммерческими предприятиями работать планируете?
— У нас есть идеи по организации межрегиональных проектов. Недавно для Омского регионального фонда развития и поддержки малого предпринимательства мы разработали систему учета информации по микрозаймам и поручительствам. Этот программный продукт по отчетности оказался востребованным, и сейчас такую же систему мы разрабатываем для схожей организации в Красноярске. Так вот, мы планируем, что в будущем для подобных похожих проектов в разных регионах мы будем делать один общий сервер в Омске.
Что касается бизнеса, нашими клиентами может стать и любое коммерческое предприятие. Правда, у многих предприятий уже разработаны собственные сетевые продукты, а вот госзаказчик как раз оказался на пороге изменений в работе, и ему есть в чем помочь.
? Вы каким-то образом регистрируете право собственности на результаты своей интеллектуальной деятельности?
— Разумеется. Мы регистрируем авторские права на разработки, оформляем в собственность результаты нашей интеллектуальной деятельности, сейчас ждем получения патента на очередной продукт. Наши технологии инновационны, и поэтому нам важно оформить их в собственность.
?
— В чем заключается инновационность?
? — В организации удаленного рабочего стола на базе операционной системы Linux мы применяем принцип Saas. Принцип расшифровывается как «Software as a service» — «Программное обеспечение как услуга». Особенность нашего продукта заключается в том, что его использование не требует инсталляции — достаточно оплатить пользование нашим удаленным рабочим столом, к примеру, за месяц, условно говоря, получить пароль, и можно начинать работу.
? Сколько у вас сегодня сотрудников, каковы дальнейшие планы по развитию компании?
— У нас три штатных сотрудника — директор и два программиста. По договорам мы привлекаем на разработки еще до четырех человек. Сейчас нас поддерживает то, что мы находимся в офисе бизнес-инкубатора с удобным размещением в центре города и невысокими арендными ставками, но могу сказать, что в будущем нашей компании я уверен. Уже сейчас она работает с небольшой, но устойчивой прибылью, имеет ряд планов, и без работы мы не останемся, тем более если учесть изменения в федеральном законодательстве, касающиеся требований о переводе чиновников на свободное программное обеспечение.