Иэн М. БЭНКС. Алгебраист.
М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2011.
752 стр. Тираж 3 000 экз.
«Власть отвратительна как руки брадобрея», — сказал много лет назад поэт. Именно об этом роман Иэна М. БЭНКСА «Алгебраист». А также о Человеке и Мире. В хороших художественных произведениях их взаимоотношения заканчиваются в промежутке между двумя крайностями: человек изменяет мир или мир изменяет человека. Причем имеется в виду конкретный человек, The Man, как это принято писать в англоязычном мире, герой произведения, главный персонаж, действующее лицо. Впрочем чаще всего, изменяя мир, этот герой меняется и сам. БЭНКС написал «новую космическую оперу», но весьма объемистую, барочно усложненную и неторопливую, нередко уходящую в своем повествовании чуть влево или вправо от сюжетной магистрали к очередной детали описываемого им мира далекого будущего.
Но все, что положено для «оперного» жанра, здесь есть: межзвездные войны, причудливого облика разумные существа, колоритные планеты и злодей-захватчик Люсеферус. Подчеркнуто кровожадный и даже несколько в этом опереточный – с бриллиантовыми зубами и ярко-красными белками глаз. С примеров его бесчеловечной жестокости и начинается роман. А информация о грядущем вторжении его армады стала двигателем сюжета, заставив власть срочно рекрутировать главного героя по имени Фассин Таак на поиски некоего кода к «насельническому списку» с координатами двух миллионов порталов для мгновенной переброски космических кораблей практически в любой уголок Вселенной. Этот же список оказался причиной нашествия врага. Профессия Фассина – наблюдать и разговаривать с насельниками, представителями древнейшей цивилизации Галактики, каждый из которых может достигать возраста миллиарда лет и для которых все остальные – быстрые – цивилизации как бабочки-поденки. Понятно, что накопленные ими знания – лакомый кусок для многих. Но в ходе поисков выясняется, что власти собственные в жесткости и бесчеловечности не менее отвратительны вышеназванного Люсеферуса. Порою при чтении романа мелькает мысль: уж не пародия ли это, кое-где автор откровенно стебается над шаблонами жанра. Но фирменный английский юмор никогда не мешал британским авторам говорить о глубоких вещах.
mif1959