Вы говорите, что при сокращении военной приемки будет страдать качество продукции? Но за качество отвечает руководитель предприятия. А военная приемка занимается приемом продукции. В соответствии с распоряжением правительства с прошлого года мы осуществляем анализ рекламационных актов. Вот цифры: в 2009 году на продукцию, изготовленную оборонными предприятиями СФО, было 172 рекламационных акта, в 2010 году — 208 рекламационных актов, за пять месяцев этого года — 66. Все это продукция, поставленная в рамках исполненных государственных контрактов, за которую государством уплачены деньги. Но она не соответствует предъявляемым требованиям, ТУ, ГОСТам и той технологической документации, в которой расписаны процедуры. Где же выявляются дефекты? 80% дефектов выявляется у тех, кто эту продукцию получил, то есть выходной контроль отсутствовал, а за это несет прямую ответственность руководитель предприятия. Вы говорите о том, что поздно размещается госзаказ. Военно-промышленная комиссия дает разрешение государственному заказчику в начале ноября осуществлять контрактацию. Да, госзаказчики нарушают сроки. Но вот цифры: по состоянию на 1 июня прошлого года с предприятиями Сибирского региона было заключено 1987 контрактов на сумму 19 млрд рублей. На 1 июня текущего года 1946 контрактов на 43,5 млрд рублей. На что жаловаться?
Далее. Есть реестр единственных поставщиков. Производство вооружений и военной специальной техники — это не конкурентная среда, это монополисты. Федеральной службой в реестр единственных поставщиков включено 189 предприятий по 1366 номенклатурным позициям. Для того чтобы с предприятиями заключили контракт без всяких конкурсов и после того, как ВПК даст отмашку, нужно одно условие: цена на эти 1366 номенклатурных позиций должна быть зарегистрирована в Федеральной службе по тарифам. На сегодня цена зарегистрирована всего лишь на 314 позиций. А ведь обязанность регистрировать цену лежит на предприятии.
Теперь о сокращении военпредов. Как только вышла эта директива, начались звонки руководителей предприятий, среди них были и крупные, имеющие заказы от миллиарда и более, с вопросом: так мне что, службу качества создавать свою? Еще раз напоминаю: за качество несет ответственность руководитель. Мы начали проверку сейчас на соблюдение лицензионных требований лицензиатов. Шесть предприятий проверили и всем выдали предписания о приведении в порядок. По одной-единственной причине: отсутствие нормально функционирующей системы менеджмента качества или контроля качества продукции. Огромные предприятия — а такого структурного подразделения нет. У меня, говорят, военная приемка контролирует качество. Но это не функция военной приемки.