Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Свидетельствуют подчиненные АЛЛЕСА

3 августа 2011 15:50
0
1898

«КВ» продолжают следить за ходом громкого дела о коррупции

27-го и 28 июля в областном суде продолжился допрос свидетелей по делу бывшего начальника УФМС Владимира АЛЛЕСА, обвиняемого в получении взяток от китайской предпринимательницы Ван ИН на общую сумму почти в миллион рублей. Судом были допрошены бывшие подчиненные главы Управления миграционной службы Владимир ИЛЮШОНОК — в первый день, Павел ДАНИЛОВ и Анна ГУСЕВА — во второй.

Бывший начальник отдела трудовой миграции Владимир ИЛЮШОНОК: «В Омской области всегда отдавалось предпочтение российским работникам»

Владимир ИЛЮШОНОК начал работать в УФМС в октябре 2008 года, и до 1 января 2011 года занимал должность начальника отдела трудовой миграции — места, где выдают разрешения на ввоз иностранной рабочей силы. (Напомним, что АЛЛЕС, по версии обвинения, за деньги предоставлял Ван ИН привилегии в выдаче квот для работников из Китая).

Решение всегда за УФСБ

По версии обвинения, АЛЛЕС при рассмотрении вопросов о выделении квот на заседаниях межведомственной комиссии Омской области оказывал общее покровительство предпринимательской деятельности гражданки Ван ИН. Владимир ИЛЮШОНОК описал судьбу заявки нуждающегося в иностранцах работодателя, и в ней, по мнению свидетеля, нет места для нарушения должностных полномочий кем бы то ни было.

Первоначально заявки на получение иностранной рабочей силы подаются в Министерство труда и социального развития, откуда их направляют в межведомственную комиссию. Комиссией в составе представителей различных общественных организаций, министерств, УФМС и УФСБ (более десяти членов) коллегиально решается, принять их либо отклонить. Владимир АЛЛЕС, многократно присутствовавший на заседаниях, имел авторитет среди участников, и крайне редко его не поддерживали. Но ИЛЮШОНОК неоднократно обращал внимание на то, что решающее слово по всем вопросам на заседаниях комиссии имеет только УФСБ. Даже если у всех членов комиссии складывается единогласное мнение по вопросу выделения квот той или иной организации, возражение УФСБ всегда будет услышано, заявка – отклонена.

Если комиссия не возражает, Минтруд пересылает заявку в УФМС, где отдел контроля проверяет принимающую организацию на наличие нарушений, а отдел трудовой миграции в случае их отсутствия выдает разрешение на ввоз иностранцев. Заявка, подписанная начальником управления, вновь идет в министерство, перед тем как отправиться в Москву для утверждения уже на федеральном уровне.

Обвинение: Какова роль начальника УФМС в решении о предоставлении квот?

В. ИЛЮШОНОК: Начальнику передавался проект мотивированного заключения. Там уже содержалась оценка проводивших проверку сотрудников, и наше мнение начальником учитывалось.

Обвинение: АЛЛЕС мог поступить вопреки мнению сотрудников?

В.ИЛЮШОНОК: У начальника была однозначная позиция: нарушителю не место на рынке труда. В то время обострилась проблема с безработицей. Постановлением № 783 федерального правительства не допускается превышение квот для субъектов РФ. Начальник если и изменял количество квот, то только в сторону сокращения — в пользу российских граждан. Может быть, с позиций закона это не совсем правильно, но в Омской области всегда отдавалось предпочтение российским работникам, не как в других регионах.

20 монтажников для насосной станции

Свидетель рассказал, что помимо процедуры выделения квот, два раза в год происходит их корректировка, иначе – перераспределение, в ходе которого для одних организаций квоты сокращаются, для других увеличиваются. Процедура рассмотрения заявок работодателей такая же, как и при первоначальном распределении. Ван ИН и на следствии, и в ходе допроса ее в качестве свидетеля на суде утверждала, что запрашиваемые квоты она получала за деньги, передаваемые Владимиру АЛЛЕСУ через его супругу.

Обвинение: Ван ИН обращалась с заявкой на увеличение квот?

В.ИЛЮШОНОК: На территории Омской области 211 предпринимателей привлекают рабочую силу. Ван ИН обращалась, как и все, всегда, когда происходила корректировка. Работодатели, кроме УФМС, контактируют и с министерствами, и с межведомственной комиссией, так что часто они раньше нас знают, когда произойдет корректировка, и начинают готовить заявления.

Так как ежегодно выделяемые квоты включают в себя не все профессии, Минздравсоцразвития России ежегодно утверждает список дополнительных специальностей для каждого региона. Согласно приказу № 1010-н УФМС не вправе отказать организации во ввозе квалифицированных работников, если специальности из федерального списка совпадают с указанными работодателем в заявлении. Ван Ин рассказала, что, заплатив АЛЛЕСУ, она получила квоты на 18 инженеров и двух директоров, которые таковыми не являлись. Приехав, граждане КНР стали работать в ее теплице овощеводами.

Обвинитель: Ван Ин обращалась по поводу дополнительных квот?

В.ИЛЮШОНОК: в конце 2009 года обращалась. По-моему, ей требовалось около 15 инженеров по наладке оборудования. Она мотивировала это тем, что ей пришло оборудование для насосной станции из Китая, и только китайцы смогут разобраться с инструкцией и все наладить. Из отдела контроля миграционной службы были направлены инспекторы, которые подтвердили наличие требующего наладки оборудования. Владимир АЛЛЕС лично указал все там проверить.

Обвинитель: Подозревали ли вы, что специалисты нужны Ван ИН для других целей?

В.ИЛЮШОНОК: Нет. Проверка подтвердила, что у нее есть насосная станция.

Представитель прокуратуры заметил противоречия в показаниях свидетеля и попросил огласить протокол предварительного следствия. Действительно, ранее ИЛЮШОНОК утверждал, что сомнения по поводу целесообразности ввоза Ван ИН такого количества инженеров были, а о проверке, напротив, он тогда умолчал.

На суде бывший начальник отдела объяснил это тем, что вызов в прокуратуру стал для него большим стрессом, и об убедительности проверки он забыл. На суде ИЛЮШОНОК все же настаивал, что сомнений у него не возникало, а если и были какие-то мелкие, то их рассеял отчет, предоставленный инспекцией.

На вопрос защиты о том, кто такой Ван Фу (родственник Ван ИН, которому она с помощью АЛЛЕСА якобы помогала уйти от административной ответственности за нелегальный ввоз 12-ти рабочих, — «КВ»), свидетель ответить не смог: «Мы смотрели по базе данных. В Омске очень много Ван ФУ, и чтобы точно сказать, кто это, необходимо знать хотя бы его год рождения».

Судья попросил присутствовавшую на слушании Ван ИН сказать, в каком году родился Ван ФУ. Она ответила, что это очень далекий родственник и она не знает, сколько ему лет.

Что касается насосной станции, Ван ИН подтвердила ее наличие: «Оборудование поступало из Китая. Необходимости в инженерах не было. Работники требовались в качестве овощеводов». Подробностей, куда, когда и в каком состоянии поступило оборудование, Ван ИН по традиции не вспомнила.

Бывший помощник АЛЛЕСА Павел ДАНИЛОВ: «Это и чаем могло оказаться»

Допрошенный 28 июля свидетель Павел ДАНИЛОВ с 2007 года работал помощником начальника УФМС. Через полтора года он ушел из управления. Причина увольнения, как утверждает ДАНИЛОВ, связана была с желанием начальника привлечь его к посредничеству при получении денег от Ван ИН. Однажды свидетель передал АЛЛЕСУ пакет от китаянки, а во второй раз отказался это делать. Начальник УФМС был этим крайне недоволен и вынудил ДАНИЛОВА уйти из управления.

Об обстоятельствах первого случая передачи денег ДАНИЛОВ рассказал следующее:

Приблизительно весной 2007 года, в первой половине рабочего дня, Владимир АЛЛЕС пригласил меня к себе в кабинет и попросил съездить в ресторан, расположенный где-то по ул. Маяковского. Он назвал адрес, но я его уже не помню. В ресторане я должен был забрать у Ван ИН пакет и привезти его обратно Владимиру Эдуардовичу. Я сел в служебную машину и доехал до ресторана. Зайдя в фойе, спросил Ван ИН. Она вышла, передала мне небольшой пакет размером примерно с футляр от очков и толщиной 5 см. Он был завернут в газету. Что там внутри, я не смотрел. Затем я приехал обратно к АЛЛЕСУ, отдал ему пакет и сразу же вышел.

На суде ДАНИЛОВ сказал, что не спрашивал АЛЛЕСА о содержимом пакета. «Так у нас не принято», — заметил он. Но в протоколе предварительного следствия значатся другие показания свидетеля: о содержимом пакета у АЛЛЕСА он спрашивал и получил ответ: «Не твое дело». На вопрос участников процесса, какой из ответов считать за истину, ДАНИЛОВ, поколебавшись, ответил: «Тот, что я говорил на следствии».
По словам свидетеля, дней через десять после первой поездки АЛЛЕС еще раз просил его съездить за пакетом к Ван ИН по тому же адресу. ДАНИЛОВ отказался.

Обвинение: Почему вы на этот раз отказались?

П. ДАНИЛОВ: Незадолго до этого стало о известно о ситуации с заместителем начальника УВД ХМЕЛЕВЫМ. Для него тоже ездил помощник забирать деньги и был задержан. Я опасался, что со мной может произойти то же самое, и отказался ехать.

Обвинение: Значит, вы предполагали, что в пакете деньги?

П. ДАНИЛОВ: Я не спрашивал и не знал, но в связи с задержанием ХМЕЛЕВА предположил, что это могут быть деньги. Хотя это и чаем могло оказаться.

И вновь то, что рассказал свидетель на суде, пошло в разрез с данными следственных протоколов, исходя из которых ДАНИЛОВ перед тем как отказаться, спросил АЛЛЕСА, что ему предстоит передавать. Опять начальник ответил: «Не твое дело», и лишь после этого помощник не стал помогать.

Обвинение: После того, как вы отказались, изменилось отношение к вам начальника УФМС?

П. ДАНИЛОВ: Да, резко и в худшую сторону. Раньше отношения были, можно сказать, доверительными.

АЛЛЕС: Не уволили ли вас из УВД за пьянство?

П. ДАНИЛОВ: Нет, в таком случае я был бы уволен сразу.

Защита: Через какое время после инцидента с пакетом и почему вас уволили?

П. ДАНИЛОВ: Через 8 месяцев, после прохождения мной медицинской комиссии, я ушел по сроку выслуги. Решил уволиться, когда стал получать задания на день, которые было невозможно выполнить за неделю.

Стоит заметить, что за день до допроса Павла ДАНИЛОВА, бывший начальник отдела трудовой миграции Владимир ИЛЮШОНОК, выступая перед судом в качестве свидетеля, сказал следующее: «У ДАНИЛОВА, насколько мне известно, был конфликт с ГУРОВОЙ. ДАНИЛОВ сказал: или я, или она. В итоге ДАНИЛОВ написал рапорт об увольнении, но, насколько я знаю, это не связано с Ван ИН».

Бывший заместитель АЛЛЕСА Анна ГУСЕВА: Ван ИН дала взятку ПАНОВСКОЙ

Вслед за ДАНИЛОВЫМ судом была допрошена бывший заместитель начальника УФМС Анна ГУСЕВА (ныне — заместитель начальника Управления службы занятости). Вопросы к ней в основном касались эпизода с задержанием 12-ти нелегальных китайских рабочих, к которому ГУСЕВА имела непосредственное отношение. Ван ИН утверждает, что начальник УФМС помог ее родственнику Ван ФУ не платить огромного штрафа за их привлечение. За эту услугу китаянка тогда якобы передала подсудимому 300 тысяч рублей. Эти деньги и были найдены сотрудниками УФСБ после задержания АЛЛЕСА.

АЛЛЕС пугал Ван ИН, но выполнял ее просьбы

Анна ГУСЕВА утверждает, что начальник указал ей заняться незаконным оформлением китайских граждан на физическое лицо, Евгения ЩЕРБАКОВА. Юридическому лицу (коим, по утверждению Ван ИН являлся ее дальний родственник Ван ФУ, на которого работали приехавшие китайцы) пришлось бы заплатить за нарушение законодательства до 800 тысяч рублей, в то время как для не являвшегося предпринимателем ЩЕРБАКОВА, штраф не превысил бы и 5 тысяч.

А. ГУСЕВА: В марте на «горячую линию» поступил звонок о том, что в совхозе "Новоомский" незаконно работают китайцы. Группа инспекторов из миграционного контроля в тот же день выехала туда и задержала 12 граждан Китая, не имеющих при себе никаких документов. Их отправили в спецприемник. Принимающая сторона была не установлена. После задержания мы начали их опрашивать, но они ничего не знали. Единственное, что могли сказать, это что главный у них Женя.

По словам ГУСЕВОЙ, через несколько дней после задержания китайцев ей позвонил Владимир АЛЛЕС, чтобы еще раз уточнить, что за китайцы были задержаны в Новоомском. Она ответила, что сведений о них все еще нет. Тогда начальник сказал ГУСЕВОЙ: «Сейчас у меня находится Ван ИН. Она занесет паспорта этих граждан. Разбирайтесь». Ван ИН действительно принесла паспорта, но не 12-ти, а 10-ти. Все владельцы паспортов были приглашены в другие регионы, регистрации в Омской области у них не было. ГУСЕВА передала документы в отдел для составления протоколов о нарушении по статьям Административного кодекса 18.8 (нарушение иностранным гражданином права въезда в РФ или режима пребывания в РФ) и 18.10 (нарушение иностранным гражданином права въезда в РФ или режима пребывания в РФ). Протоколы начали составлять, но не успели. ГУСЕВА утверждает, что на следующий день ее пригласил начальник УФМС и сказал: «Не надо ничего мудрить, начинать проверки. Сейчас к вам придет Ван ИН и с ней вы все решите».

А.ГУСЕВА: Ван ИН пришла минут через 10. Я позвонила Владимиру Эдуардовичу по внутреннему телефону, и он подошел. Он сказал Ван ИН, что у нее много нарушений, хотя, насколько мне известно, ничего такого не было. Но АЛЛЕС сказал, что ее могут депортировать. Мне он затем указал составить протоколы по ст. 18.15 (о незаконном привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранцев, — «КВ») на физическое лицо, Евгения ЩЕРБАКОВА.

Обвинение: Удалось ли выяснить, кто настоящий работодатель 12-ти китайцев?

А.ГУСЕВА: Нет. 15-го числа (15 марта 2010 года — день задержания В. АЛЛЕСА, — «КВ») сотрудниками УФСБ были изъяты все документы. Ни провести проверку по ЩЕРБАКОВУ, ни по кому другому, ни составить протоколы мы не успели.

В кителе с деньгами АЛЛЕСА не было

Защита попросила свидетельницу, присутствовавшую при обыске кабинета АЛЛЕСА, описать хронологию событий 15 марта и обстоятельства обнаружения сотрудниками УФСБ денег.

Каждый понедельник в 3 часа начальник собирал нас на аппаратное совещание, — рассказала ГУСЕВА. — Но 15 марта Владимир Эдуардович не появился и никаких распоряжений от него не поступило. Через некоторое время в приемную зашли молодые люди, которые сели у комнаты и стали следить, чтобы туда никто не заходил. Люди оттуда выходили, но не заходили. Мы стали догадываться, что Владимира Эдуардовича, наверное, задержали. Когда рабочий день закончился, все, я в том числе, ушли домой. Остались только секретарь, работники адресной службы, милиционеры и сотрудники УФСБ. Около часа ночи мне позвонили домой и сказали прибыть в Управление. Когда я приехала, там находились уже другие сотрудники УФСБ. Понятыми стали сотрудники адресной службы, я выступила в качестве представителя. При обыске все время я сопровождала сотрудников УФСБ. Пачки денег были найдены во внутреннем кармане кителя или бушлата, висевшего в самом углу шкафа в комнате для отдыха, расположенной за кабинетом АЛЛЕСА. Там было 2 пачки денег. В одной 300 тысяч рублей, в другой — сто тысяч. Пересчитывали мы их на столе кабинета. И в самом кабинете среди бумаг оказалась небольшая сумма — одна или две тысячи.

АЛЛЕС боролся с коррупцией в управлении

Благодаря Анне ГУСЕВОЙ открылся еще один любопытный факт. Оказывается, Ван Ин не в первый раз обращалась в УФСБ с жалобой на вымогание у нее взяток. Еще в 2008 году китаянка обвинила в этом Марину ПАНОВСКУЮ, старшего инспектора отдела миграционного контроля УФМС. Стоит заметить, как только свидетельница ГУСЕВА упомянула этот факт, представитель прокуратуры молниеносно отреагировал, попросив судью не касаться данной темы. Судья реплике обвинителя не внял.

В кабинете ПАНОВСКОЙ, так же как позднее у АЛЛЕСА, были обнаружены 50 тысяч рублей с «пометками» спецслужбы. Обвиненная во взяточничестве ПАНОВСКАЯ ни на следствии, ни на суде вины своей не признала, но была осуждена на 2 года колонии-поселения.

По словам Анны ГУСЕВОЙ, начальник УФМС был очень недоволен этой ситуаций. Он серьезно поставил в управлении вопрос о борьбе с коррупцией: сотрудникам УФМС приходилось писать объяснительные, проводить служебные расследования.

Защита: Как давно вы знаете Ван ИН?

А.ГУСЕВА: С Ван ИН я знакома с 1997 года. Я тогда работала в паспортно-визовом отделе, а она приехала в Омск из Биробиджана и оформляла документы. Позднее она часто бывала в управлении: ходила по кабинетам с документами, никогда не отказывала в услугах переводчика, когда ее просили.

Свидетельница заметила, что Ван ИН (которая на каждом заседании появляется в сопровождении переводчика и часто говорит по-китайски, — прим. «КВ») хорошо знает русский язык и с 1997 года ни разу не пользовалась услугами переводчика.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Вынесен приговор Анне ГЕРМАН за покушение на сбыт килограмма наркотиков в СФО

Жительнице Омска – матери двух малолетних детей – грозило до 20 лет лишения свободы

22 ноября 19:30
0
333

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.