Совокупные убытки Zurich в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Северной Америке, нанесенные рядом крупных природных катастроф, произошедших в первой половине этого года с силой и частотой, которые не встречались ранее в страховой практике, оцениваются примерно в 795 миллионов долларов США. Несмотря на данные убытки, капитальная база и платежеспособность Zurich по-прежнему остаются на высоком уровне, а операционная прибыль по результатам работы за 6 месяцев 2011 года составила 2,1 миллиарда долларов США. Обозреватель «КВ» Олеся КУЗНЕЦОВА встретилась с директором омского филиала ООО «Цюрих. Ритейл» Александром КИРЕЕВЫМ и расспросила его о дальнейших планах компании.
— Александр Михайлович, как представитель иностранной компании, как вы считаете, почему иностранные страховщики потеряли интерес к России?
— Для работы на нашем рынке нужно четкое понимание, как эффективно развиваться в российских реалиях. Как показывает практика, не все иностранцы знают, что делать в непривычных для них условиях. В России много привлекательного: большая экономика и низкий уровень проникновения страховых услуг. Сейчас то самое время, когда заканчивается период «дикого страхования» и рынок становится цивилизованным. Если до кризиса рынок рос на 30% в год, а инвесторы буквально швыряли деньги в любой страховой актив, то теперь страховщики ставят перед собой другие цели: увеличить прибыльность, сократить издержки, эффективнее управлять рисками. Теперь все очевиднее, как выстраивать эффективный бизнес. Очень скоро в России на страховом рынке можно будет вести цивилизованную конкурентную борьбу.
— И как на этом фоне ведет себя «Цюрих»?
— Благодаря грамотно выстроенной политике, компания не испытывает глобальных финансовых трудностей и показывает прибыль каждый квартал. Группа Zurich Financial Services продолжает развиваться на многих рынках, что касается России — политика группы такова, что агрессивное развитие здесь пока преждевременно. Приоритет сегодня — реструктуризация бизнеса и переход на международные стандарты работы. Надо сказать, что это работа не на один день — это глобальный проект централизации всех процессов компании в рамках федерального административного центра в городе Иванове. Там же, кстати, создан и федеральный контакт-центр, обслуживающий клиентов компании в девяти часовых поясах. Таким образом, мы стремимся, чтобы на местах в филиалах остались только продавцы и специалисты по урегулированию убытков, а все решения принимались в центре.
— Почему вы пошли по этому пути, ведь сегодня, наоборот, мы сплошь и рядом наблюдаем децентрализацию, особенно у компаний с разветвленной филиальной сетью?
— Два момента. Первый и самый значительный плюс в том, что в компании возрастает степень контроля. Изначально российский страховой рынок развивался по «предпринимательской модели”, каждый директор развивал филиал, руководствуясь практически исключительно только собственным бизнес-чутьем. Сейчас филиалы «Цюриха» начинают работать по единым стандартам, становятся исключительно офисами продаж и общения с клиентами в рамках урегулирования убытков, что позволяет гарантировать одинаково высокое качество услуг в любом регионе, а именно это — знак качества ведущего европейского страховщика. Конечно, централизация — процесс непростой, требует повсеместного внедрения единых стандартов, обновления всей инфраструктуры, но это позволяет контролировать соблюдение требований андеррайтинга, дисциплины продаж, работу по урегулированию убытков, качество и скорость предоставления услуг. Ведь что самое главное для глобальной компании? Чтобы качество и стандарты услуг были одинаково высокими вне зависимости от региона присутствия. Наш клиент должен четко чувствовать, что в какой бы точке России он ни купил наш продукт, он будет иметь дело с мощной, бесперебойно работающей системой крупнейшего европейского страховщика.
— Какие новые сегменты вы планируете развивать и, от чего отказываться?
— Последние полтора года компания «Цюрих» занималась чисткой и диверсификацией портфеля по авто. В 2010 году она прекратила работу по ОСАГО и каско в 30 филиалах из 64, где этот бизнес был убыточным. Но, надо сказать, наш филиал всегда был четко ориентирован на прибыль. Бывали, конечно, случаи, когда автовладелец приезжал с незначительными повреждениями бампера, а буквально через полчаса возвращался с сообщением о том, что разбил машину вдребезги, но это все же исключение. К тому же наш филиал никогда не работал только по автострахованию, доля «немоторных» видов у нас была около 45%. Сейчас она немного снизилась, но мы активно работаем над ее увеличением — например, все активнее работаем с банковским страхованием. Причем если раньше мы страховали преимущественно автокредиты, то сейчас все больше страхуем ипотеку, залоги, выезды за рубеж, лизинг.
— Какие основные задачи вы видите перед страховщиками на пути к цивилизованному рынку?
— Их три: научиться эффективно управлять убыточностью, операционными расходами и комиссиями. Забыть о тех славных временах, когда страховщики получали сверхдоходы от инвестиционной деятельности. Страховая компания должна зарабатывать на страховании.