Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

А и Б сидели на трубе

12 октября 2011 13:15
0
1981

В понедельник 3 октября в лондонском суде (его полное правильное название «Коммерческий суд отделения Королевской скамьи Высокого суда правосудия») начался процесс по иску Бориса БЕРЕЗОВСКОГО к Роману АБРАМОВИЧУ. Он имеет прямое отношение к Омску, а именно к событиям зарождения и регистрации в нашем городе Сибирской нефтяной компании.
Иск
Как говорится в иске БЕРЕЗОВСКОГО (его полный перевод см. на сайте www. kvnews.ru), «Сибнефть» была создана в соответствии с Указом президента Российской Федерации № 872 от 24 августа 1995 года… До указа г-н БЕРЕЗОВСКИЙ, г-н ПАТАРКАЦИШВИЛИ и г-н АБРАМОВИЧ предварительно договорились о приобретении контрольного пакета акций компании «Сибнефть» на этапе ее создания. В преддверии августовского постановления г-н АБРАМОВИЧ был всецело занят определением статуса компаний, за счет слияния которых впоследствии была образована корпорация «Сибнефть», а г-н БЕРЕЗОВСКИЙ сосредоточился на обсуждении с президентом ЕЛЬЦИНЫМ и его администрацией возможности приватизации и обеспечении необходимого финансирования… На тот момент трое вышеупомянутых также договорились, что (1) Акции компании «Сибнефть» будут поделены следующим образом: 50% — г-ну АБРАМОВИЧУ; 25% — г-ну БЕРЕЗОВСКОМУ и 25% — г-ну ПАТАРКАЦИШВИЛИ. (2) Доходы будут поделены в соответствии с распределением акций». Далее рассказывается, что из-за того, что «г-н БЕРЕЗОВСКИЙ все больше углублялся в политику, а г-н ПАТАРКАЦИШВИЛИ курировал самый крупный и политически наиболее влиятельный телеканал «ОРТ», партнеры приняли решение передать акции в управление АБРАМОВИЧУ, с тем чтобы двое других по-прежнему были выгодоприобретателями (конечными бенефициарами) и получали доходы в соответствии со своими долями. «Вплоть до декабря 2000 года компания «Сибнефть» делала значительные отчисления г-ну БЕРЕЗОВСКОМУ и г-ну ПАТАРКАЦИШВИЛИ согласно их доли в компании». Однако после того, как БЕРЕЗОВСКИЙ и ПАТАРКАЦИШВИЛИ были вынуждены эмигрировать, АБРАМОВИЧ стал говорить им, что «давление Кремля возрастает» и их акции могут быть конфискованы, поэтому целесообразно им продать свои интересы выгодоприобретателей, что они и вынуждены были сделать за 1,3 млрд долларов в июне 2001 года (деньги поступали в несколько этапов вплоть до марта 2003 года). А в сентябре 2005 года структуры Романа АБРАМОВИЧА продали 70% акций Сибнефти Газпрому за 13 млрд. долларов. Исходя из этого, Борис БЕРЕЗОВСКИЙ считает, что ему не доплатили. Аналогичным образом, согласно иску, не были учтены интересы выгодоприобретателей при продаже доли в «Русале» структурам Олега ДЕРИПАСКИ.
В итоге БЕРЕЗОВСКИЙ требует выплатить ему свыше 5 млрд долларов за Сибнефть и больше 564 млн долларов – за «Русал2 (озвученная адвокатом истца сумма указана в фунтах стерлингов).
До суда
Иск был подан БЕРЕЗОВСКИМ еще в июне 2007 года. Однако подать иск — это еще полдела, необходимо было доказать, что ответчик его получил. Помогла случайность. Как пишет британская газета The Daily Mail 7 октября 2007 года в заметке «Battle of the oligarchs... the amazing showdown between Roman Abramovich and his arch rival», происходящее в пятницу на одной из улиц Лондона скорее напоминало сцену из боевика, чем процессуальную формальность. БЕРЕЗОВСКИЙ, совершая покупки в магазине Dolce & Gabbana, увидел в соседнем магазине Hermes Романа АБРАМОВИЧА и немедленно послал своих телохранителей за необходимыми бумагами в лимузин. После этого он пошел в магазин, но охранники АБРАМОВИЧА ему помешали. Пока охранники олигархов выясняли отношения, БЕРЕЗОВСКОМУ все же удалось пройти к бывшему партнеру. Он протянул АБРАМОВИЧУ документы, сказав: „У меня для тебя подарочек. Это тебе от меня“ — так описывает их встречу Daily Mail. Однако Роман Аркадьевич убрал руки за спину, и документы упали на пол. Происходящее было заснято камерой видеонаблюдения магазина, и через двадцать минут адвокаты БЕРЕЗОВСКОГО потребовали запись, чтобы предоставить ее в качестве вещественного доказательства Верховному суду

Предварительные слушания по этому делу состоялись еще в 2008 году, с тех пор между сторонами продолжались юридические споры. В частности, стоял вопрос о правомочности рассмотрения иска именно в Британии, а не в России, где располагаются все юрлица, о которых идет речь. Однако спустя три года, 31 марта 2010 года, Высокий суд Лондона принял решение о том, что иск БЕРЕЗОВСКОГО к АБРАМОВИЧУ будет рассмотрен по существу. Зацепкой стала встреча БЕРЕЗОВСКОГО в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester с АБРАМОВИЧЕМ, ПАТАРКАЦИШВИЛИ, ДЕРИПАСКОЙ и Евгением ШВИДЛЕРОМ относительно сделки по „Русалу“. Другой юридический спор касался того, каким правом руководствоваться — российским или британским. В конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов АБРАМОВИЧА, что применять следует российское право.
Суд

Как утверждает русская служба BBC, новое здание Коммерческого суда впервые открыло свои двери как раз в понедельник 3 октября. На некоторых этажах еще не были завершены строительные работы, а в зале, где должно было начаться заседание, не хватило мест для всех желающих поприсутствовать. „Журналистам важно видеть выражение лиц говорящих, все остальные могут наблюдать за происходящим из соседних комнат, где оборудована аудиотрансляция“, — заметила судья ГЛОСТЕР. Дело российских олигархов ведут совместно двое судей — Майкл МАНН и Элизабет ГЛОСТЕР. Последняя в 2004 году стала первой женщиной-судьей в лондонском коммерческом суде (что-то вроде нашего арбитражного суда). Судьям придется проявить особую беспристрастность еще и в связи с тем, что адвокат Романа АБРАМОВИЧА Джонатан САМПШН (Jonathan Sumption) уже назначен членом Верховного суда Великобритании и это его последнее дело в старом качестве.

Оба олигарха присутствуют на заседании суда лично. Интересно, что в первый день, 3 октября, Борис БЕРЕЗОВСКИЙ, прибывший в своем Land Rover, оставался в машине, пока из-за угла не появился АБРАМОВИЧ в сопровождении свиты. После этого БЕРЕЗОВСКИЙ быстро вышел из машины и в сопровождении адвокатов и охранников вошел в здание на две-три секунды раньше ответчика. Увидев этот кульбит, экс-собственник группы «ПРОДО» («Омский бекон», «Сибирская птицефабрика» и др.) Давид ДАВИДОВИЧ хлопнул по плечу экс-президента Сибнефти Евгения ШВИДЛЕРА, кивнул на спешащего Бориса АБРАМОВИЧА, и они оба рассмеялись — это хорошо видно на полуминутном видеоролике, размещенном на сайте агентства Reuters.

“Служба безопасности г-на АБРАМОВИЧА в Высоком суде похожа на маленький батальон, а г-на БЕРЕЗОВСКОГО охраняют его мрачные телохранители, набранные из бывших иностранных наемников. Ей-богу, это просто новорусский эквивалент ирано-иракской войны» — так написала 6 октября The Evening Standard в статье «Battle of Russia's have-yachts is an ugly spectacle». И далее заявила: «За деньгами, предательством, жадностью и политической интригой здесь прячется комедия, являющая собой нечто среднее между Гоголем и низкобюджетным британским фильмом «Carry On Russia».



Адвокаты
Как образно подчеркнул The Wall Street Journal 4 октября в статье «U.K. Trial Shines Light on Russian Oligarchs», «этот случай открывает уникальное окно в мир олигархов России, группы магнатов, которые пришли, чтобы овладеть невиданной мощью в хаотических годах после распада Советского Союза», а также «может раскрыть детали обширных связей АБРАМОВИЧА с Кремлем». Адвокат БЕРЕЗОВСКОГО Лоуренс РАБИНОВИЧ (Laurence Rabinowitz), огласив иск, заявил, что “это дело о двух мужчинах, которые работали вместе, чтобы приобрести актив — “Сибнефть”, который сделал их настолько богатыми, насколько любой человек не мог бы и представить даже в своих самых диких мечтах”. Но когда БЕРЕЗОВСКИЙ был вынужден уехать из России,АБРАМОВИЧ оказалсяперед выбором: „остаться верными г-ну БЕРЕЗОВСКОМУ, своему другу и наставнику, лицу, которому обязан своим богатством, или предать БЕРЕЗОВСКОГО и стремиться получить прибыль от его трудностей“ (цитируется по The Wall Street Journal). Слово „г-н“, которое фигурирует в русских переводах иска и англоязычных статей, — это исконный мистер — Mr.

Адвокат АБРАМОВИЧА Джонатан САМПШН в следующие дни охарактеризовал ситуацию девяностых годов в России как «Дикий Восток» по аналогии с «Диким Западом» и пояснил судье, что лучше всего можно понять это время, если сравнить его с шекспировским пятнадцатым веком в Англии (надо полагать, имеются в виду трагедия «Ричард III» и трилогия «Генрих VI»). Как заявил САМПШН, «его клиент заплатил БЕРЕЗОВСКОМУ $ 2 млрд в период между 1995 и 2002 годов за роль „политического крестного отца“. Он оплачивал его личные расходы „избыточную масштаба», такие, как «дворцы во Франции, частные яхты и самолеты, драгоценности для подруги, ценные картины на аукционе Сотбис и так далее“ (цитируется по статье «Berezovsky & Abramovich: A little local difficulty» в еженедельнике The Economist от 8 октября).

Как отмечает Русская служба BBC, адвокат АБРАМОВИЧА забросал Бориса БЕРЕЗОВСКОГО вопросами: «Были ли вы одним из самых влиятельных олигархов в России в 90-е годы? Сложились ли у вас тесные отношения с членами семьи тогдашнего президента Бориса ЕЛЬЦИНА? Были ли у вас тесные отношения с другими олигархами? Имели ли вы влияние в СМИ? Можно ли было построить бизнес без поддержки на политическом „верху“? Правда ли, что лучшей защитой в то время был не закон, а „крыша“? САМПШОН так и произнес, практически по-русски „krysha“ — слово, которое, вероятно, тоже скоро войдет в английский обиход, как слова „sputnik“ и „babushka».

Борис АБРАМОВИЧ в свою очередь заявил, что его оппонент был недостаточно умен, чтобы самостоятельно создать миллиардное состояние, но зато «хорошо разбирается в психологии и когда надо выглядеть смиренным, скромным и покорным, с радостью проводит дни в общении с важными или влиятельными людьми, если это ему нужно, чтобы сблизиться с ними» (цитируется по статье «Boris Berezovsky: «Roman Abramovich is not smart, just good at socialising» в The Independent от 7 октября).
Омск
Как известно, в создании Сибирской нефтяной компании не последнюю роль играл и омский губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ, о чем он сам не раз говорил. Он дважды встречался по этому поводу в августе 1995 года с президентом России Борисом ЕЛЬЦИНЫМ: первый раз — до подписания постановления о создании Сибнефти, второй раз — после. Интересно, что приложением к книге известного журналиста и депутата Госдумы Александра ХИНШТЕЙНА о нынешних лондонских оппонентах идет диск с записью телефонных прослушек. В одной из них фигурируют вполне узнаваемые голоса Бориса БЕРЕЗОВСКОГО, Романа АБРАМОВИЧА и Леонида ПОЛЕЖАЕВА. 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.