Ровно год назад, 10 октября, на выборах главы администрации Троицкого сельского поселения победил омский предприниматель Виктор ЧЕБАКОВ. О том, что удалось сделать за прошедший год, о планах по расширению поселка, в территорию которого входит микрорайон Ясная Поляна, а также о новых заботах, которые он приобрел, Виктор Тимофеевич рассказал на прошлой неделе обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ.
— Виктор Тимофеевич, а почему вам, предпринимателю, захотелось поучаствовать в выборах главы Троицкого поселения?
— Потому что мне хотелось изменить ситуацию. Троицкое сельское поселение я знаю достаточно давно, имел с ним дела с 2005 года. И мне стало интересно, как же это мы смогли за 20 лет так угробить село, что оно стало практически неподъемным, и смогу ли я что-то здесь изменить.
— И какой вывод вы сделали за год?
— Понял, что все же смогу ситуацию изменить. Хотя, конечно, я не ожидал, что все будет так трудно по финансам. Тем не менее все задуманное я намерен выполнить. И список своих предвыборных обещаний я далеко не убираю с рабочего стола. У нас, как и в любом другом муниципальном образовании, бытует в народе мнение, что администрация ничего не делает, а только зарплату получает. Поэтому мы не забываем ежеквартально отчитываться о том, что уже выполнено из той программы, с которой я шел на выборы.
— А какие наиболее проблемные вопросы?
— ЖКХ и благоустройство, однозначно. Эти вопросы без денег не решаются вообще. Авторы Закона «Об общих принципах местного самоуправления» обязанности муниципальных органов власти изложили в 34 пунктах, а денег на реализацию этих обязанностей нет. Вот, например, передали нам 10 августа 2011 года в собственность дороги. А из них только одна с нормальным твердым покрытием. Остальные все убитые. Есть такие, на которые без слез не взглянешь. Некоторые разворотили, когда строили еще Южный мост через Иртыш. Обещали восстановить, но уже 20 лет прошло, а обещания так и остались обещаниями. Своими силами что-то пытаемся сделать, конечно, но это капля в море. В период предвыборной кампании отремонтировали за свой счет кусочек дороги, на что затратили полмиллиона рублей. Недавно своими силами завезли порядка 50 машин кирпичного боя, чтобы отсыпать заболоченный участок улицы Ленина. Вот и все, собственно. На содержание дорог в бюджете поселения предусмотрено 40 тысяч рублей в год. И что на эти деньги можно сделать? Проблему благоустройства, как подсказал мне один наш большой руководитель, нужно решать своим авторитетом. Вот я так и действую. Я не могу даже оштрафовать жителя за неисполнение предписания по уборке прилегающей к дому территории. Были бы в бюджете деньги, я бы просто нанял трактор и скосил траву по всему селу. А денег нет.
— Какой годовой бюджет у Троицкого?
— Порядка 7,8 млн рублей. Наши доходы – это земельный налог, налог на имущество физических лиц, 10% от налога на доходы физических лиц и половина дохода от аренды и продажи земельных участков, которую осуществляет районный муниципалитет. Участков у нас не продавали уже давно. Аренды новой тоже почти нет. Как-то выкручиваемся, естественно, но резкого движения вперед пока не получается.
— Чем-то Троицкое отличается от других поселений Омского района?
— Если вы имеете в виду заботы, то отличий нет. Заботы у всех одни, однозначно. Мы с главами других поселений встречаемся и обмениваемся информацией регулярно, в неделю по три раза. У нас в Омском районе, на мой взгляд, очень правильно выстроена совместная работа. Еженедельные штабы проводятся, коллегии, совет глав поселений действует. И я точно знаю, что нехватка денег — это проблема общая. Недотационных поселений в Омском районе всего два — Дружино и Лузино. Вот у них бюджет профицитный, поскольку есть так называемые градообразующие предприятия, которые наполняют бюджет — НПО «Мостовик» и «Омский бекон».
— И все таки отличия какие-то должны быть...
— У нас есть микрорайон многоэтажной застройки Ясная Поляна. Аналога такому масштабному проекту в Омском районе пока, насколько я знаю, нет. В той же Ростовке строится меньше жилья.
— А мне все говорили, что Ясная Поляна уже стала территорией города Омска…
— Говорят у нас много, это точно. Но Ясная Поляна — это все еще часть Троицкого сельского поселения.
— И как в «Ясной поляне» сдаются дома? Какова вообще перспектива этого инвестпроекта?
— Дома сдаются неплохо. Из тех, что построены, сданы уже минимум три четверти. И новые дома закладываются. В перспективе «Ясная поляна» — это 200 гектаров. Сейчас осваивается только первая очередь — 50 гектаров. И когда реализуются все планы инвестора, Ясная Поляна станет маленьким городом-спутником. На самом деле, если бы не кризис 2008 года, Ясная Поляна была бы уже построена. «РоКАС» — один из немногих застройщиков, кто продолжал строить даже в самые тяжелые времена. И не заморозил проект, как это сделали многие. Вообще инвестиционная привлекательность нашей территории лично у меня не вызывает никаких сомнений. Нужно только завершить побыстрей работу по оформлению новых границ Троицкому сельского поселения. Мы планируем расширить территорию на 800 гектаров за счет изменения категории использования бывших пахотных земель, прилегающих к селу Троицкое, которые давно не используются по назначению. Когда эти 800 гектаров перейдут в категорию земель населенных пунктов – это будет уже и другая кадастровая стоимость земли. Увеличится в разы налогооблагаемая база. Да и жилищное строительство на этой земле можно будет вести. Заинтересованность инвесторов в этой территории есть. Просто хотелось бы, чтобы этот проект взялся реализовать крупный инвестор.
— А если потом у Троицкого поселения заберут Ясную Поляну и присоединят ее к городу...
— Может, конечно, случиться и такое. Но я так считаю: лишь бы людей там живущих все устраивало. Да, некоторых, может быть, волнует, что прописка у них не городская. Зато у них, как у жителей сельского поселения, есть определенные налоговые льготы и возможности получать сельские субсидии. Кто понимает, тот не очень и стремится получить городскую прописку. У нас ведь проводился референдум по поводу присоединения Троицкого сельского поселения к Омску, но жители отказались. Не захотели быть горожанами. Нашим жители любят свое село не только на словах.
— А какова, кстати, судьба поселка Южные Ворота? Одно время, насколько я помню, прокуратура вносила протест по поводу незаконности строительства этого поселка...
— На сегодняшний день это дачный поселок, и у них все законно, насколько я понимаю. Законодательством не запрещено строить дачи на землях сельхозназначения. А когда мы утвердим новые границы поселения, то Южные Ворота автоматически войдут в территорию Троицкого сельского поселения.
— Проблемы с работой в Троицком есть?
— В принципе есть, но не очень большие. Близость к Омску и транспортная доступность снижает остроту. У нас почти половина людей работает в городе. Есть и местный бизнес — магазины, придорожные кафе, СТО, автозаправочные станции. Овощеводы работают. Есть одно предприятие достаточно крупное — производит упаковочные материалы.
— Не пытались объяснять инвесторам, что в Троицком очень выгодно будет построить какой-нибудь завод или логистический центр?
— Инвесторам ничего объяснять не нужно. Они и сами прекрасно все понимают. И вопросы, как правило, задают одни и те же. Всех интересует транспортная инфраструктура, близость к городу, наличие коммуникаций и рабочей силы. Мы находимся на пересечении федеральной трассы М-51 «Байкал» и региональной дороги на Казахстан. Железная дорога недалеко, коммуникации тоже все есть. Нет пока только газа. Газификация предполагается, но в перспективе.
— Во сколько начинается ваш рабочий день и во сколько заканчивается?
— В администрацию я приезжаю к восьми утра. А заканчивается мой рабочий день в разное время. Понятно, что я не нахожусь в кабинете целый день. Много вопросов приходится решать и в Омске. Но домой редко возвращаюсь раньше десяти вечера.
— Начинающим предпринимателям из своего села помогаете предпринимательским советом?
— Ко мне в принципе идут по разным вопросам. И в приемное, и в неприемное время. Я не сторонник формализма. И опыт у меня достаточно большой. И предпринимательский, и жизненный. Как и многие предприниматели, я кем только не работал за прошедшие годы. И в советах я никому не отказываю. Вполне может быть, что я своим советом уберегу человека от тех ошибок, которые сделал я сам. Я за то, чтобы люди на селе жили как можно лучше.