Четырнадцатого октября исполнилось два года с того дня, когда некоммерческое партнерство «Первая гильдия строителей» получило статус саморегулируемой организации. О том, чего за это время достигла одна из первых в России СРО в сфере строительства и как действует сегодня механизм саморегулирования в этой отрасли, обозреватель «КВ» Ольга УМОВА расспросила генерального директора НП «СРО «Первая гильдия строителей» Станислава МАЦЕЛЕВИЧА.
— Станислав Викторович, какой стала «Первая гильдия строителей» за два года существования?
— Наша саморегулируемая организация стала одной из крупнейших СРО строителей в России – сегодня она на четвертом месте в списке лидеров по количеству членов и впереди ее лишь столичные СРО, образованные в Москве и Санкт-Петербурге. Всего в стране зарегистрировано 239 строительных СРО. За Уралом крупнее «Первой гильдии строителей», разумеется, нет. Количество членов у нас на сегодня – 2135. Компенсационный фонд «Первой гильдии строителей» составляет более 730 млн рублей. В среднем строительные СРО по России насчитывают порядка 400 членов.
— Каков состав вашей саморегулируемой организации, большая часть членов – компании из других регионов?
— Да, менее четверти организаций в нашей СРО (порядка 450 членов) имеют омскую прописку, все остальные – из других регионов. Сегодня представительства нашего СРО работают в 14 регионах России. Именно поэтому считаю, что «Первая гильдия строителей» в своем роде уже визитная карточка Омской области, ведь нас знают по всей стране. И даже при таком масштабе работы, когда имя уже работает на нас, мы сохраняем достаточно жесткие требования к тем строительным организациям, которые являются нашими членами. Хотя значительный наш плюс в том, что мы держим одни из самых низких по стране вступительные и членские взносы.
— В июне текущего года «Первая гильдия строителей» прошла добровольный аудит. В чем заключалась проверка и каковы результаты?
Мы стали одной из 35 СРО, которые прошли добровольный аудит в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ). Пройденный аудит НОСТРОЙ – критерий престижа и добросовестности СРО. Далеко не каждая саморегулируемая организация готова заявить о том, что работает в стопроцентном соответствии с законодательством. Нашу работу аудиторы одобрили, были даны мелкие замечания лишь по оформлению документации, мы их устранили, приняв эти поправки на общем собрании. В целом могу с гордостью заметить, что в НОСТРОЕ были в хорошем смысле удивлены высоким качеством работы наших специалистов.
— При «Первой гильдии строителей» работает Центр поддержки малого и среднего строительного бизнеса. Расскажите, каков комплекс услуг, предлагаемых этой организацией.
— Центр поддержки строителей был создан с целью оказания нашим членам различных услуг финансово-юридического плана. Это прежде всего поддержка при участии в тендерах – Центр предоставляет займы для обеспечения заявки, на обеспечение исполнения контракта, аккумулирует информацию о тендерах по всем регионам России, предоставляет консультативную поддержку. Специалисты Центра сопровождают контракт до завершения все расчетов, помогая решать какие-либо вопросы с заказчиком. В общем, деятельность Центра направлена на решение двух основных проблем у строителей – это нехватка денежных средств и объемов работ. Могу сказать, что при участии Центра поддержки наши члены выигрывают в совокупности до 30 аукционов в месяц. Для разрешения прочих правовых вопросов наши члены обращаются к работающей в связке с нами юридической фирме Pravda.
— В федеральный закон о госзакупках вносятся очередные изменения. Вам известно, в чем они будут заключаться?
— Ни для кого не секрет, что ФЗ-№ 94 – лидер по количеству вносимых изменений, ведь каждая из заинтересованных сторон видит его положения по-своему. Скоро начнется обсуждение очередного пакета поправок. На сегодня существуют два законопроекта с изменениями, один из которых разработала антимонопольная служба. Предполагается, что уже в осеннюю сессию изменения в закон Госдумой будут приняты. Надеюсь, что с начала года новые положения закона уже вступят в силу. На следующей неделе я буду участвовать в заседании совета Национального объединения строителей, будем работать над своими предложениями по поправкам в закон.
Насколько мне известно, ряд изменений будет внесен однозначно. К примеру, предполагается установить запрет для госзаказчика на то, чтобы наряду со свидетельством о допуске к строительным работам требовать ряд лицензий. Часто оказывается так, что в аукционной документации озвучиваются требования, совсем неожиданные для потенциальных исполнителей. То есть выполнять нужно одни работы, а лицензии требуются в том числе и на другие работы. Это по сути основа для коррупции – ведь тому, кому нужно заказчик может сообщить, какие из лицензий он потребует. И когда объявляется аукцион, у остальных компаний не остается возможности успеть получить необходимые разрешения.
Могу сказать, что сейчас мы находимся в гуще событий, в курсе всех предполагаемых изменений, знаем, что будет изменено, и готовы знанием этим поделиться с нашими членами. В целом то, что строительная отрасль с 2009 года организована как саморегулируемая, имеет очевидный плюс — есть кому защищать интересы строителей на государственном уровне. Ранее такой опыт у нас уже был — мы активно участвовали в работе над законопроектом по изменениям в градостроительный кодекс, и ряд наших предложений был принят.
— Какова сегодня обстановка на строительном рынке Омска?
— Строители находятся в непростом положении из-за высокой конкуренции. До кризиса 2009 года в Омске были развиты избыточные строительные мощности, потом объемы работ упали, а людей, работающих в отрасли, стало не намного меньше. Строители конкурируют между собой, соглашаясь на минимальную прибыль, чем активно пользуются заказчики. К примеру, часто в условиях контракта значится отсрочка платежа. Будем надеяться, что рынок вырастет и ситуация с объемами работ нормализуется.
— Станислав Викторович, и последний вопрос. Вы стали одним из первопроходцев в Омске на пути саморегулирования. Сейчас мы видим интерес к организации СРО у представителей других профессий. Как Вы думаете, каковы перспективы этого механизма?
? Действительно, мы столько говорили о саморегулировании на этапе создания СРО, что многих эта идея увлекла, и больше всего риэлторов. Хотя на самом деле в других отраслях законодательной базы под это пока нет. Пока строительство остается единственной отраслью, где такой механизм реализован и действенен. К сожалению, некоторые строительные компании, а также руководители отдельных СРО пока не понимают смысла этого механизма. У многих мелких СРО попросту нет финансовой основы для какой-либо активной деятельности. Наша организация крупная, это дает мощную финансовую базу, а предназначение своего объединения мы видим четко. «Первая гильдия строителей» имеет активную позицию и не дублирует функции существовавших ранее лицензионных центров, занимаясь лишь выдачей свидетельств. Возможности нашей СРО значительно шире, и наши члены ими активно пользуются.