Когда-то Александра Блока можно было просто встретить на Невском.
Николай ЧУКОВСКИЙ
О том, что видел: Воспоминания. Письма
Серия «Библиотнкак мемуаров»
М.: Молодая гвардия, 2005 год. — 687 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Александра Блока я увидел впервые осенью 1911 года. В 1911-1912 гг. мы жили в Петербурге, на Суворовском проспекте. Мне было тогда 7 лет. Я помню вечер, дождь, мы выходим с папой из «Пассажа» на Невский. <...> Блока мы встретили сразу же, чуть сошли на тротуар. Остановясь под фонарем, он минут пять разговаривал с папой. Из их разговора я не помню ни слова. Но лицо его я запомнил прекрасно — оно было совсем такое, как на известном сомовском портрете. Он был высок и очень прямо держался, в шляпе, в мокром от дождя макинтоше, блестящем при ярком свете электрических фонарей Невского». Так начинается очерк «Я видел Блока». А в книге их общим числом семнадцать, где автор описывает свое знакомство, а иногда и дружбу, с поэтами и писателями первой половины двадцатого века.
Как справедливо отмечают издатели, «обо всем уведенном с удивительным мастерством и чрезвычайной доброжелательностью Чуковский написал в своих мемуарах». Стоит особо отметить, что в этих записях нет ни слащавого восхищения знаменитыми персонажами, ни скандального перемывания их косточек. Вторую часть книги составляет переписка с отцом, знаменитым Корнеем Чуковским. Письма, известные до сих пор лишь в меньшей своей части, впервые публикуются полностью. Они охватывают временной промежуток в четыре с лишним десятилетия — с 1921-го по 1965 год.
Так вот о Блоке: «Помню, как он читал «Соловьиный сад» в Доме поэтов — учреждении, существовавшем в Петрограде летом и осенью 1919 года. Этот Дом поэтов помещался на Литейном, в том здании, которое известно старым ленинградцам под названием Дом Мурузи. <...> Дом поэтов занимал в Доме Мурузи небольшой зал, отделанный в купеческо-мавританском стиле, и еще две-три комнаты, служившие фойе. Бывал я там мало и припоминаю только о том, что именно там, на каком-то вечере, Виктор Шкловский в ответ на поклон поэта Кельсона повернулся к нему спиной и низко поклонился». М-да, от Виктора Борисовича всего можно было ожидать...