Он жил на полях книги, называемой «Обществом».
Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ.
Собрание сочинений в 6 т. Том V.
М.: Б.С.Г.-Пресс, СПб.: Симпозиум, 2010 год. — 638 стр.
Тираж 2 000 экз.
Критики сравнивают Сигизмунда КРЖИЖАНОВСКОГО с БОРХЕСОМ, КАФКОЙ и МАЙРИНКОМ. Он жил и писал в России в 20-е и 30-е годы. Печатался мало, был забыт и открыт заново только в 90-е. Как выяснилось, именно он был автором сценариев таких фильмов, как «Праздник святого Йоргена» и «Новый Гулливер», хотя в титрах его фамилия не значилась. Полное собрание его сочинений планировалось выпустить в пяти томах. Но после выхода четвертого тома в Киевском архиве-музее неожиданно обнаружился объемистый архив писателя с неизвестными рукописями, которых хватило на дополнительный том. Конечно, ранее напечатанные «Клуб убийц букв», «Возвращение Мюнхгаузена», «Сказки для вундеркиндов» и другие — мощнее, но и новые произведения дают представление о масштабе автора: «Трава забвения любит, чтобы ее поливали слезами. Посторонние, посострадав, сострадали уже где-то в других местах (во время войн спрос на сострадание превышает предложение), но один из посторонних стал – так оно всегда как-то выходит – из посторонних делаться близким. Главное его преимущество перед Копилкой было не в том, что усы его были рыжее и жестче, а в том, что он не был трупом» («Путешествие клетки»).
В книге представлены три пьесы КРЖИЖАНОВСКОГО, неоконченные романы и рассказы, эссе и «Записные книжки». Что-то из записных книжек вошло в опубликованные произведения. Многие записи интересны сами по себе: «У нас часто путают властителей дум с блюстителями дум», «Она вела себя с ним слишком позволительно», «У нас слаще всего живется Горькому, а богаче всех Бедному», «Первый человек, который похристосовался, был Иуда» и так далее.
Любопытны пьеса и фрагменты романа под одним и тем же названием «Тот, третий». Это своеобразное продолжение «Египетских ночей» Александра Пушкина, где речь идет о трех смельчаках, согласившихся на смерть после ночи с Клеопатрой. Сюжет КРЖИЖАНОВСКОГО о том, что третьему из них удалось бежать. За организацию его розысков берется последний возлюбленный египетской царицы Антоний. Это дело стало для него толчком к учреждению в стране официального политического сыска.