ВАЛИС – это Всеобъемлющая Активная Логическая Интеллектуальная Система.
Филип ДИК
ВАЛИС.
Серия «Амфора 21»
СПб.: Амфора, 2008 год. — 335 стр.
Тираж 4 000 экз.
По мнению исследователей, трилогия «ВАЛИС» стала главным произведением Филипа ДИКА, хотя писатель успел закончить только два романа из задуманных трех. Первый роман трилогии – вероятно, наиболее личная его книга. Там нашли отражение собственные мистические переживания автора, и остается только догадываться, считал ли он сам «ВАЛИС» художественным вымыслом – или же автобиографией с небольшими преувеличениями. Во всяком случае в биографии Филипа ДИКА, написанной Эммануэлем КАРРЭРОМ (см. «КВ» от 29 апреля 2009 года), четыре главы, рассказывающие о последних годах жизни ДИКА, по сути являются пересказом «ВАЛИСА».
Повествование в романе ведется то от первого, то от третьего лица. В одном случае это сам писатель ДИК, во втором – некий Толстяк-Лошадник (в оригинале Хорселовер Фэт: Хорселовер соответствует имени Филип — «тот, кто любит лошадей», а Фэт (fat) в переводе означает то же, что и немецкое слово dick – толстый). Повествователь ДИК встречается с Толстяком, спорит с ним, беспокоится о его вменяемости и только во второй половине романа обнаруживает, что тот – это он сам и есть, в результате чего обе его ипостаси объединяются в одну, и дальше текст уже идет от первого лица. Впрочем назвать данный текст романом будет некоторым преувеличением, а уж рекомендовать его для чтения человеку, не знакомому с творчеством ДИКА, наверное, не стоит. Это текст для фанатов ДИКА. Скажем, кто-нибудь читал последнюю прижизненную книгу Эдгара По «Эврика»? Его теолого-мистический трактат о мире, в котором он, в частности, предсказал теорию Большого Взрыва. Так и «ВАЛИС» вполне можно назвать гностическим трактатом о боге в мире, тем более что повествование здесь перемежается отрывками из «Экзегезы» (около восьми тысяч страниц которой полностью не изданы даже на родине писателя): «Мыслительный процесс Разума воспринимается нами как систематизация и перегруппировка – изменения — в физической Вселенной; но фактически это информация и информационные процессы, которые мы материализовываем» (отрывок № 37).