Молочная продукция для детского питания под маркой «Медвежонок» казенного предприятия Омской области «Центр питательных смесей» — «Малышок» и «Малышок-А» в декабре текущего года стала лауреатом федерального конкурса «100 лучших товаров России», а йогурт для детей с 3 лет этой же марки — дипломантом. С конца ноября 2010 года данное предприятие возглавляет Игорь БОГДАШИН — бывший гендиректор ООО «Спецмолпродукт». Обозреватель «КВ» Олеся КУЗНЕЦОВА встретилась с ним и расспросила о перспективах его центра.
— Игорь Викторович, как вы оказались у руля данного предприятия?
— На должность директора данного предприятия меня пригласили представители регионального минздравсоцразвития.
— Какие задачи перед вами поставлены?
— Центр питательных смесей был создан по инициативе губернатора на территории фармацевтической фабрики в марте 2006 года и всегда находился в казне региона. До моего прихода им руководила Лариса СКЛЯРОВА. На момент, когда я пришел на предприятие, оно являлось убыточным — более 7 млн рублей составляли убытки, потому мне поставили задачу в течение года выйти если не на прибыльность, то хотя бы на нулевую рентабельность. Во втором квартале 2011 года мы уже показали прибыль — порядка 100 тысяч рублей. Итогом третьего квартала пока является убыток, но я думаю, что к концу текущего года мы выйдем все же на нулевую рентабельность, то есть задача, которую мне поставило министерство, можно сказать, выполнена.
— В чем была причина убыточности, на ваш взгляд?
— Центр создавался для выполнения государственного заказа по обеспечению областных медицинских учреждений детскими питательными смесями, которые выдаются бесплатно в качестве меры соцподдержки детям старше 8 месяцев. Раньше выпуск продукции осуществлялся в основном по заявкам, поступавшим от учреждений здравоохранения. и распределялся по этим же учреждениям. Сейчас, кроме этого, продукция центра вышла еще и в розничную продажу — представлена практически во всех торговых сетях города. Основная причина убыточности предприятия, на мой взгляд, заключалась в том, что оно производило небольшой объем продукции. Производительность цеха составляла одну тонну переработки коровьего молока в сутки, сейчас — полторы тонны. К концу следующего года планируем увеличить объем производства в 5 раз. Поэтому основные наши задачи сейчас — увеличение производительности и снижение издержек. Для решения первой задачи мы расширяем ассортимент. Например, недавно получили разрешение на выпуск йогурта с лактулозой для детей с 8 месяцев, а также внедрили новый продукт — бифидин с цинком, селеном и медью.
— Какая часть продукции выдается по льготным рецептам?
— Бесплатно по льготным талонам в аптеках и поликлиниках мы выдаем два кисло-молочных продукта — простоквашу «Малышок» и ацидофилин «Малышок-А», которые также продаются в сетях.
— Что еще производит Центр питательных смесей?
— Кроме этого, мы выпускаем под торговой маркой «Медвежонок»: йогурт и молоко, обогащенное витаминами, для детей с 3 лет, а также бифидин с цинком, селеном и медью, о котором я уже упомянул. Разработкой бифидина мы совместно с несколькими учеными из Омской государственной медицинской академии занялись еще за три года до того, как возглавил данный центр. Все права на данную инновационную разработку у нас защищены. Главный идеолог наших разработок — заведующий кафедрой гигиены с курсом питания человека ОмГМА Денис ТУРЧАНИНОВ. Мы провели все исследования, показали безопасность этого продукта и уже приступили к его производству на базе Центра питательных смесей.
— В чем особенность данного продукта?
— Бифидин стимулирует иммунитет, является антиоксидантом и профилактическим средством от онкологических и кардиологических заболеваний. В первую очередь мы его позиционируем как продукт для мужчин и мальчиков, потому что им селена требуется в два раза больше, чем женщинам, а во вторую — как продукт для всей семьи. Кроме бифидина, мы готовим еще линейку новых продуктов для всей семьи, которые будут выходить под торговой маркой «Милочка» — в них будет содержаться такое количество витаминов и минералов, которое необходимо именно для жителей Омской области. Вся наша продукция выпускается в полимерных стаканах с крышкой из алюминиевой фольги объемом 200 г каждый. В таком стакане содержится 25% от суточной нормы витаминов и минералов, необходимых ребенку, и 15% — взрослому. Под маркой «Милочка» будет выходить кисло-молочный продукт пролакта, который рекомендуется в первую очередь для девочек и женщин. Его особенность в том, что он содержит особую композицию микробов, способных эндогенно синтезировать витамины группы В, то есть внутри организма человека. Данный продукт рекомендуется для профилактики анемии, которой страдают около 60% женщин в Сибири, в его состав входит железо, фолиевая кислота. Еще одна новинка не только для Омской области, но и для всей нашей страны — молочный кисель для школьного питания. Технические условия для него мы разрабатывали совместно с ВНИМИ по просьбе последнего.
— Чем же ВНИМИ так заинтересовал ваш кисель?
— Наши дети отстают от своих сверстников конца 80-х годов на 15-20% по мышечной массе, плотности скелета, росту и т. п. из-за нехватки белка, так как сегодня снизилось потребление молока, рыбы. Так вот, мы предложили десертный напиток, который будет на 30-40% состоять из молочного белка — по вкусу напоминает молочный ирис. Кроме того, в ТУ данного продукта мы заложили возможность обогащать его фтором, что будет хорошей профилактикой кариеса. Кстати, все наши ТУ соответствуют требованиям, предъявляемым Таможенным союзом, потому мы можем продавать их в ближнее зарубежье, например в Казахстан. Уже несколько производителей обратились к нам с просьбой продать ТУ на бифидин с селеном — обсуждаем стоимость. Я считаю, что производство, подобное нашему, должно быть в каждой области, потому что детская продукция должна быть свежая и должна храниться не более 5-6 суток — это накладывает ограничения на логистику. Сейчас, конечно же, под давлением транснациональных компаний российский законодатель принял изменения, по которым детская продукция может храниться 10 суток. Для сравнения: при советской власти этот срок составлял не более трех суток, затем его увеличили до 5 суток. Срок хранения нашей продукции — 5 суток, и увеличивать его мы не планируем.
— Чем Центр питательных смесей отличается от других предприятий, производящих детскую молочную продукцию?
— Во-первых, он выполнен по специальному проекту и отвечает всем самым строгим требованиям, которые предъявляются к производству именно детского питания. И еще одно важное отличие — мы производим всю нашу продукцию из молока только высшего сорта. Такого молока в России крайне мало, потому и цена на него высока — в зависимости от сезона до 17 рублей за 1 литр, что на 15-20% выше среднерыночной стоимости молока первого сорта. Потому и цена нашей продукции не может быть низкой — от 15 до 19 рублей за 200 граммов.
— Где вы тогда покупаете такое молоко, раз его мало?
— Был проведен тендер на поставку молока. Требования к качеству молока — сырья для производства продуктов детского питания — очень высокие. В результате был определен один поставщик — ОАО «Лузинское молоко», с ним наш центр работает уже 5 лет. У нас очень жесткий входной и технологический контроль. К тому же в Омской области сейчас строятся новые фермы, которые настроены на производство качественного молока.
— На какие средства существует предприятие, есть ли финансирование из регионального бюджета?
— Из бюджета нас не финансируют, мы все делаем только своими силами за счет средств, которые заработали от розничной продажи своей продукции. Хотелось бы, конечно, получить государственную помощь, потому что увеличение производительности требует и обновления оборудования — нужны новые емкости, пастеризаторы, упаковщики и т. п. Если бы нам разрешили взять кредит или дополнительное оборудование в лизинг, то в течение 5 лет мы смогли бы все вернуть и своими силами. Однако казенному предприятию, для того чтобы вступить в кредитные отношения, сначала нужно получить на это разрешение от профильных министерств.
— Вы говорили, что собираетесь сокращать издержки, какие именно?
— Уже в три раза сократили затраты на маркетинг, на 40% — транспортные расходы. Путем корректных переговоров с партнерами в этих областях пришли к условиям, которые позволили нам получить существенные скидки.
— Штат сотрудников у вас прежний остался или вы его обновили?
— У нас в коллективе 45 человек — никого не сократили. Взяли только нового главного технолога. Надеюсь, что заработная плата со следующего года повысится, как только мы выйдем на прибыль. Помимо всего прочего, планируем еще наладить производство творога, что приведет к увеличению рабочих мест.
— Какие еще планы на будущее у вашего предприятия?
— Направлений для развития у нас много, например, сейчас актуальна тема детского спортивного питания. Мы готовы предложить специальную продукцию для детей, содержащую молочный и яичный белки, обогащенную витаминами и минералами, необходимые для занятий спортом. Ее можно было бы за счет государства выдавать детям, которые показывают хорошие спортивные результаты — разработать для этого целевую программу. В СССР такая система существовала. Например, когда команда, в которой я играл в детстве в хоккей, заняла третье место в соревнованиях «Золотая шайба», то нам потом от нашей спортивной секции полгода выдавали талоны на дополнительное питание в столовой. Я считаю, что такие вещи нужно возрождать. Если эта идея понравится руководству области, мы готовим для него соответствующее предложение, то наш проект со спортивным питанием мог бы стать пилотным для всей страны и вылиться потом уже в федеральную целевую программу.
— В чем основная сложность, по вашему, в руководстве казенным предприятием, в отличие от коммерческого?
— Сложность в многоступенчатой системе принятия решений — на казенном предприятии каждый шаг нужно согласовывать с региональным министерством. На коммерческом предприятии мы бы уже 5 тонн в сутки перерабатывали.
— Почему согласились тогда руководить казенным предприятием?
— В коммерческой структуре основной задачей является получение прибыли. Задачи же нашего предприятия несколько другие. Конечно же, оно должно выйти на безубыточный уровень, но в первую очередь оно все-таки преследует социальные цели — производить качественное детское питание. Никто с меня не спрашивает дивиденды, прибыль — главное, чтобы я сделал качественный продукт. Поэтому и согласился руководить Центром питательных смесей — здесь больше возможностей для творчества, внедрения инноваций. Мы за один год внедрили в производство целых три инновационных высокотехнологичных продукта — не думаю, что кто-то из коммерсантов может себе такое позволить.
— Слышала, что помимо детского питания, вы занимаетесь еще и разработками в области профилактики онкологических заболеваний. Что за разработки?
— По образованию я врач-иммунолог, в свободное время консультирую онкобольных. Занимаюсь проблемой реабилитации онкобольных в после операционный период, так как в данном направлении вообще пока нет никаких разработок. С коллегами из Томска исследуем, как с помощью иммунной системы определить, будут у человека метастазы (новые очаги раковой опухоли) или нет. Проще говоря, берешь показатели иммунной системы, кидаешь их в компьютер, где они обрабатываются, а потом выдается результат — есть риск метастазирования у данного больного или нет. Если есть риск, то с помощью математической модели, которую формирует машина, можно определить, на какой именно блок иммунной системы нужно воздействовать, чтобы предотвратить метастазы. Эта система опробована на 200 больных. Мы с коллегами в текущем году представили программу на инновационном форуме в Томске, где заняли первое место. Этим проектом уже заинтересовалась Российская венчурная компания — мы подали туда необходимые документы, заявку. В декабре состоится инвестиционная сессия, где будет приниматься решение о том, давать ли нам деньги на внедрение нашей системы на всей территории страны или нет. Аналогов нашей программы нет в мире. Важно, что мы не просто даем прогноз по метастазе, но и можем разработать индивидуально для каждого больного комплекс мер, направленных на предотвращение этой метастазы.
Справка «КВ»
В интервью «КВ» от 21 марта 2007 года бывший директор Центра питательных смесей Лариса СКЛЯРОВА рассказывала, что 12 апреля 2005 года был заключен контракт на поставку оборудования с датской фирмой APV-service. Строительство здания центра началось в феврале 2006 года, в декабре этого же года центр был сдан в эксплуатацию. На строительство центра затрачено 97 млн рублей, на закупку оборудования — 87 млн рублей. Источник инвестиций был один — областной бюджет. Курируют центр министерство здравоохранения Омской области и министерство имущественных отношений Омской области.