Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Марк ТРОИЦЫН, руководитель НП "По повышению качества услуг гостехосмотра АТС Омска и Омской области": "Государство нас заставляет переходить на теневую сторону экономики".

25 января 2012 10:22
0
2057

«Начиная с 2012 года обязательный техосмотр (ТО) автомобилей передан в ведение частных компаний. Вступление в силу нового закона о ТО ознаменовалось злоупотреблениями, и одной отставкой, о рентабельности же этого бизнеса предприниматели говорят с большим скепсисом. О нынешних проблемах техосмотра корреспонденту „КВ“ Ольге СЕВЕРСКОЙ рассказал руководитель Некоммерческого партнерства „По повышению качества услуг гостехосмотра АТС Омска и Омской области“ Марк ТРОИЦЫН.

-Марк Михайлович, как и с какой целью было создано данное партнерство?
— Когда обсуждался проект закона о техосмотре, основными операторами ТО должны были стать саморегулируемые объединения. В этом законопроекте говорилось, что именно СРО будут и заниматься техосмотром, и регулировать правильность его прохождения, и контролировать сами себя. Но буквально за пять дней перед принятием этого закона, вдруг ни с того ни с сего все, что обсуждалось до этого два или три года, было изменено. Вдруг появился в законе Российский союз автостраховщиков и все было изменено в его пользу. СРО исчезли из нового законопроекта. Он обсуждался всего три дня и через три дня был принят. Отныне РСА должен контролировать обязательный техосмотр. А мы готовились к работе согласно проекту закона о ТО. Перед тем как создать саморегулируемое объединение, нужно создать некоммерческое партнерство. После этого оно переходит в СРО. И наше партнерство было создано для этого. На сегодняшний день в него входят более тридцати пунктов техосмотра Омска и Омской области. А так как ситуация изменилась, мы не стали переходить в СРО и начали приспосабливаться к нынешним условиям. Кстати, по всей стране уже было создано шесть или семь СРО и около пятидесяти некоммерческих партнерств, объединяющих пункты техосмотра.
— 20 января глава РСА Павел БУНИН подал в отставку. Этому уходу предшествовал скандал с „Россгосстрахом“ и его партнерской компанией ЗАО „Техосмотр“. Стало известно, что агенты „Росгосстраха“ продавали оформленные талоны ТО нового образца с печатью ЗАО „Техосмотр“ даже без визуального осмотра автомобиля. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
— Произошло следующее: 1 января 2012 года (когда никто, естественно, не работал) было зарегистрировано около 90 пунктов ЗАО «Техосмотр» (г. Москва), находящихся по всей территории страны. Зарегистрировались они чисто по документам. Это значит, что никто не проверял, существуют ли они на самом деле. По стране еще ни один пункт ТО не получил новых талонов, а у ЗАО «Техосмотр» они уже были с третьего числа. Мало того, эти талоны распространялись через агентов „Росгосстраха“. В каждом регионе частные пункты техосмотра еще не получили ни аккредитации, ни новых талонов — мы писали бумаги, оформляли документы, проходили конкурсы, вкладывали деньги...
Я думаю, глава РСА ушел в отставку, потому состоялся просто не справился с поставленной задачей. Он ушел двадцатого, а девятнадцатого был всероссийский телемост. В нем участвовали главы ГИБДД каждого региона, представители пунктов технического осмотра, некоммерческих партнерств, представители правительства в каждом регионе и глава РСА. Задавались ему очень тяжелые вопросы, в том числе и про ЗАО „Техосмотр“. И почти на все вопросы он толком не смог ответить.
— Что происходит с талонами сейчас?
— Сейчас мы пишем бумаги, заключаем отдельно договоры с Гознаком, согласовываем с РСА количество талонов на квартал, оплачиваем и через 1,5-2 месяца будем получать эти талоны напрямую из Гознака. С трудом рассчитываем число талонов в заявке, которую нам нужно послать в РСА. Если мы где-то ошибемся, нам их просто не выдадут. Есть формула, я должен подставить опредеденные переменные и получить количество талонов. Система этого расчета только-только появилась. А для ЗАО «Техосмотр» уже талоны готовы. У каждого агента „Росгосстраха“ они были с третьего января, они их, можно сказать, просто продают от 400 до 1500 рублей. На телемосту показывали талон, который имеет номер пять с чем-то тысяч. Получается, на сегодняшний день ужероздано более пяти тысяч талонов нового образца.
— То есть фактически произошел захват рынка?
— Произошла попытка захвата рынка. Мы ее пытаемся пресечь, обращаемся в прокуратуру, собираем факты, в Москве готовится коллективный иск на „Росгосстрах“. В ходе телемосте показывали новый образец талона, выданный на машину, которая уже полтора месяца была не на ходу после аварии. Не то что машину не осматривали, вообще талоны не глядя выписывали. „Вам нужна страховка? А нам нужен техосмотр, чтобы вам выписать страховку. Заплатите еще за техосмотр и сразу получите и страховку, и ТО, и проблем не будет“. Некоторые страховые компании оформляют полис ОСАГО задним числом — в январе страхуют декабрем (так как в 2011 году еще действовал мораторий на техосмотр и оформившие ОСАГО в декабре еще год могут ездить без техосмотра). Все это под благовидным предлогом не потерять клиента. В результате его теряем мы. Мы создавали эти пункты, вкладывали большие деньги, а сейчас ничего не можем получить. Потому что люди не идут на техосмотр, так как они либо получили страховку задним числом, либо купили у того же „Росгосстраха“. Хотя уже появились брокеры других компаний, которые предлагают перекупать талоны. Многие компании, например „МСК“, выдают страховки вообще без талонов. Во всем этом усматривается намерение придержать действующие пункты ТО, не дать им какое-то время работать, чтобы перехватить рынок, дать автостраховщикам заработать на техосмотре.
У государственных пунктов ТО нет проблем. Но все то, что говорилось о поддержке малого бизнеса, опять оказлось только словами, декларациями. Государство свои интересы соблюло. И РСА, который попытался захватить рынок, хотя по закону он не имеет на это права. А в яме опять оказались частные предприниматели. Клиенты от нас уходят и не приходят, потому что им проще купить. Раньше можно было купить у милиционеров, но тут нужно иметь знакомого гаишника, теперь еще проще — можно купить у страховщиков. А им главное — не потерять клиента. Большое количество страховых агентов оказалось под угрозой остаться без работы. Как вообще все должно быть в идеале: человек заехал на техосмотр, у него проверили машину, дали талон ТО, тут же выписали страховой полис и он поехал дальше. Все для клиента. И не будет такого: «У меня свой агент по страхованию». Зачем человеку ехать к какому-то „своему“ агенту, когда он на месте все получит.
— А как же возможность выбрать страховую компанию?
— Пожалуйста! Сейчас у меня в пункте пять-шесть страховых компаний, любую выбирай. Можно прямо списком давать — пусть клиент выбирает. Конечно, региональные отделения страховых обществ испугались такой ситуации.
— Как вы работаете сейчас без талонов — просто выдаете справки о прохождении ТО?
— Приняли решение в первом квартале работать по диагностическим картам. Во втором — уже по талонам. Гостехосмотр работает по талонам старого образца. Но они полностью действительны, к тому же вносятся в полицейскую базу и их можно проверить. У нас эта база тоже есть, она работает в пилотном режиме, но получается, что техосмотр проводим за 30 минут, а потом еще 30 минут оформляем бумаги. Все параметры нужно внести в диагностическую карту, а потом в базу. В компьютере мы должны это хранить пять лет, а бумажную диагностическую карту три года. Для людей, может, данная процедура стала немного дешевле и упростилась, для нас намного усложнилась.
— Власти каждого региона установили свои предельные цены на прохождение ТО. Какова в Омске и как соотносится с реальной себестоимостью услуги?
— Максимальная цена, установленная на ТО, очень низкая: по Омску и области это 325 рублей за ТО легкового автомобиля, грузовые — от 347 до 738, автобусы от 586 до 705, мотоциклы — 108. Сам талон, который мы должны покупать, стоит 31рубль. 85 копеек. Мало того, мы будем платить за доставку талонов. Оборудование стоит больших денег, требования к нему очень высокие. А если брать платную аккредитацию, то оборудование нужно еще докупать, как минимум, на полмиллиона. Плюс каждый год нужно платить за каждую станцию для продления аккредитации. Эксперт должен иметь высшее техническое образование, либо профильное автомобильное, либо закончить профильные курсы технического экперта. Он должен иметь двухлетний стаж работы именно по диагностированию ТС или опыт работы слесарем на автотранспорте, стаж вождения не меньше трех лет по всем категориям, которые он проверяет. Ему одному нужно платить в пределах тридцати тысяч. А как тридцать тысяч заплатить, если сейчас в день проходит три-четыре-пять, ну, двадцать машин? Это шесть тысяч в день. Это максимум двести тысяч рублей в месяц. Как минимум, сто двадцать тысяч — зарплата трех-четырех таких экспертов. Плюс налоги. Только на зарплату экспертам с трудом можно заработать. Не говоря об оборудовании, амортизации, накладных расходах, аренде. Неокупаемый бизнес вообще. И если на то пошло, то государство нас заставляет переходить на теневую сторону экономики.
Раньше гибэдэдэшник брал взятку за ТО и оправдывал это тем, что он не может существовать на пятнадцать тысяч зарплаты. А нам оправдываться чем? Нас тоже вынуждают продавать техосмотр за большую, чем установленная, цену. Но мы не хотим нарушать закон. Если бы предельная цена была хотя бы около тысячи рублей, нам не нужно было уходить в тень, мы бы контролировали по-настоящему, во всяком случае тенденция бы резко изменилась.
Не знаю, как будет поступать „Росгосстрах“, если обнаружится, что авария произошла по причине технической неисправности автомобиля, „проверенного“ ЗАО „Техосмотр“. С кого они будут требовать эти деньги?
— Но ведь определить, что ДТП произошло именно из-за технической неисправности автомобиля, очень сложно. И по статистике процент таких ДТП крайне невелик — от 1 до 3%
— Сложно, но можно. Статистику, которая велась ГИБДД, я считаю неточной, так как они сами же и проводили техосмотр. По моему мнению, из-за неисправности автомобилей происходит 10-15% аварий. Не больше.
— Но для страховой компании это весомый процент.
— Да. И если бы они сами не продавали талоны, то бы могли предъявлять репрессивные меры к пункту ТО.
— В России средний возраст автопарка более десяти лет, и если проверять автомобили по всем правилам, то большая часть техосмотр просто не пройдет. Сколько сегодня может стоить нелегальный талон ТО?
— В „тени“ может стоить примерно от 1500 руб. — легковая, 2000-3000 руб. — грузовая. Разницы уже нет — машина исправна или неисправна. Пугают, что если будет жалоба, пункт ТО закроют. А тут столько жалоб на ЗАО „Техосмотр“, „Росгосстрах“, а талонами все равно торгуют. Но сами люди должны понимать, что техосмотр придуман не для полиции, а для них. У нас бывают случаи на тормозном стенде — лопается тормозной шланг. Первый раз в жизни экстренно затормозил и все, лопнул. И хорошо, что лопнул здесь, а не на дороге. Некоторые сознательные клиенты проходят ТО вне засимости от того, обязательно это или нет.


Ольга СЕВЕРСКАЯ  

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.