Все рубрики
В Омске воскресенье, 8 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 89,8225    € 99,7156

Настоятель храма Святой Татианы, отец Александр АЛЕКСЕЕВ: «Я «выпендрежником» был изначально и в священники не в последнюю очередь из-за этого пошел»

27 апреля 2012 15:54
0
2785

В юности Александр АЛЕКСЕЕВ был крайним либералом и ходил в футболке с изображением черепа. Сегодня он – убежденный монархист, священник, преподаватель теологических дисциплин и основатель храма. Сын бывшего до недавнего времени председателем омского горсовета и в прошлом коммуниста Сергея АЛЕКСЕЕВА рассказал корреспонденту «КВ» Ирине БОРОДЯНСКОЙ о своем уникальном поколении, чье личностное созревание пришлось на крушение государственного строя и ценностной иерархии.
Время личностей
Становление личности, как правило, происходит с 15 до 20 лет, а потом человек лишь наращивает то, что получилось. В моем случае это были годы с 1988-го по 1993-й, самые необычные годы. Мое поколение, которое формировалось в эпоху перемен, выделяется на общем фоне. Существуют общеупотребительные слова о том, что в период перестройки были потеряны ценности советского общества, но этим не выразить того колоссального сдвига, который мы прочувствовали на себе. От всего, что проповедовалось в Советском Союзе, мы оторвались не какой-то частью, а полностью. Вдруг все стало ложью, и мы категорически отвергли все, ранее в нас воспитываемое. Потому мы — люди нестандартные. Около десятка человек с моего курса стали университетскими преподавателями – ни курсом младше и ни курсом старше. Когда за твоей спиной исчезает общественное мнение, то возникает потребность получить свое собственное мнение относительно всего. Общественные ценности перестают существовать, и ты сам выстраиваешь систему ценностей, причем всю ее иерархию. Это было именно то время, которое порождало личности.
Сломал спину и стал историком
Я пошел на исторический факультет, потому что в 6 классе сломал спину. Был развитым ребенком, к тому же спортсменом, потому и лез туда, куда не нужно. Из-за травмы я все лето пролежал дома, и потом еще год не мог заниматься физической деятельностью. Случилось это в 1986 году. Тогда как раз начали выходить первые «разные» газеты, где печатались статьи об ошибках советского строя, тайнах истории и т.п. Началось демократическое брожение в советском обществе. Я мог только лежать, вот и стал читать газеты, современные журналы, литературу... В то время историки были на гребне волны. Они шли в народные депутаты, обсуждали или осуждали коммунизм, ленинизм и сталинизм. Везде и всюду велись дебаты о смысле советской истории, русском пути, русской идее...
Жизненный выбор был предопределен – в 1990-м году я поступил в университет на исторический факультет. В то время я и 90% моих сокурсников желали стать народными депутатами, чтобы вскрывать белые пятна советской истории. Но в 1991-м, всего через год, на курсе уже не осталось ни одного человека, которого бы история СССР хоть как-то интересовала. Началась совсем другая эпоха — эпоха становления капитализма, история Новой России.
Одним «варенки», другим — богопознание
Мои однокурсники историки писали о чем у годно, только не о советской истории. Наш курс разделился на группы. Выявилась компания отличников-зубрил, которым было все равно, что учить — лишь бы учить и получать пятерки. Большая же часть задумалась о том, как бы устроиться в новой жизни и попытаться ее возглавить: съездить в Польшу, купить «варенки», что-то перепродать, стать охранником в банке или получить другое образование. Были и совсем одиночки, вроде меня. А я решил развиваться в духовном плане.
До 1993 года я занимался этнографией, ездил в экспедиции. Это было время интересных путешествий и встреч, рассуждений о судьбах России и чтения философии. В период с 91 по 93 год почти вся русская философия была издана, начала появляться и заграничная. Все это время я читал, в основном русских философов. Образование меня перестало интересовать в том формальном виде, в каком оно давалось в вузе. Все еще господствовавший марксистско-ленинский подход не развивал личности.
Из тех, кого я тогда прочитал, сильное влияние на меня оказали Иван ИЛЬИН, Николай БЕРДЯЕВ и Владимир СОЛОВЬЕВ. Но самой важной, определившей всю последующую жизнь, стала попавшаяся мне в 1991 году книга «Мистическое богословие» русского философа и богослова Владимира ЛОССКОГО. Основная идея, которую он проповедовал, заключается в том, что мы должны стать одним из звеньев Священного Предания отцов и учителей древней Церкви. Богословие у него не есть лишь игра интеллекта, но является приобщением к опыту жизни в Святом Духе, в Боге. Это опытное богопознание, в традицию которого мы должны войти. После прочтения этой книги меня потянуло в Церковь.
Не вижу Бога
Путь этот был сложным, но, наконец, по окнчании третьего курса я ушел из этнографии на кафедру всеобщей истории. Моим научным руководителем стал завкафедрой всеобщей истории Генрих Кутдусович САДРЕТДИНОВ, крещеный татарин. Под его научным руководством я стал изучать византийское богословие – мистическое учение о единстве с Богом монахов- исихастов.
В начале 90-х начали издавать философию, но православных книг нигде не было. Ни в одной государственной библиотеке нельзя было найти даже Библию. Евангелие я знал только в пересказах философов и писателей. Например, я прочитал «Мастера и Маргариту» БУЛГАКОВА и «Плаху» Чингиза АЙТМАТОВА, где даются своеобразные трактовки, но само Евангелие мне в руки так и не попадало. Только в 1993-м году издали Библию, которую можно было пойти и купить в обычном магазине.
В епархиальной библиотеке, где проходили мои поиски православной литературы, я познакомился с библиотекарем Еленой Геннадьевной, которую стал «доставать» разговорами о своих духовных исканиях. Она отправила меня поговорить с отцом Сергием. Я пошел к нему и высказал все, что было у меня на душе. Батюшка слушал молча. Я плакал, сокрушался: «Отец, наверное у меня много грехов, потому что я не вижу Бога». Дело в том, что я хотел, как описано в книге ЛОССКОГО, видеть Бога лицом к Лицу и разговаривать с ним, но у меня не получалось, и я расстраивался по этому поводу. Отец Сергий проявил такт и мудрость, и не стал смеяться надо мной, хотя я на тот момент даже крещен не был. Батюшка сказал: «Ну что ж, приходите в церковь, надо принять крещение».
Пропилил путь в церковь
Все, что я помню о своем крещении — что был очень солнечный день и я вошел в приоткрытые врата храма. Кроме отца Сергия, там стояло еще семь или восемь человек вокруг таза с водой. Все, больше ничего не помню.
Позже выяснилось, что батюшка всего на год меня старше. Когда мы беседовали, когда он меня крестил, я был уверен, что ему лет 50. У него и проседь была в бороде. Я не мог даже предположить, что он равен мне. Думал, это старец — седой, серьезный, молчаливый.
Крестившись, я не сразу пошел в церковь. Сначала было страшно, потому что я не знал, что там делать. Однажды я собрался в военкомат, оделся с иголочки: белая рубашка, брюки. Рядом с военкоматом стояла церковь. Смотрю: кто-то во дворе пилит огромный пень, закрывающий проход. Человек с пилой ко мне обращается: «Помоги мне распилить!». Было 9 часов утра, когда мы начали с ним пилить, а закончили в 9 вечера. Я не мог его бросить. Шла Страстная неделя, и нужно было управиться до крестного хода. Анатолий Семенович, который сейчас уже отец Анатолий, целый день рассказывал мне о божественном. Он и пригласил меня в храм. Так как он стал мне знакомым, почти родным человеком после того дня, мне стало нестрашно туда идти, потому что я знал, что увижу его. Постепенно я все чаще стал ходить в церковь.
Дед — старообрядец
Мой дедушка по отцовской линии был старообрядцем. Когда я был ребенком, он читал мне книги на церковно-славянском языке. Дома у них с бабушкой на шкафу стояла икона Святого Николая. Когда я был маленьким и проходил мимо этой иконы, то меня завораживал светящийся где-то в вышине нимб. Когда я вырос и зашел в ту комнату, то шкаф уже был ниже меня, а икона – довольно обычной. Но детские те воспоминания и заложенный дедом интерес к церковно-славянскому языку и древности повлияли на мой дальнейший выбор.
3 работы = 2 проездных
В 1995 году я окончил университет, и по большому блату меня предложили устроить в Пушкинскую библиотеку на зарплату 95 рублей. А проездной тогда уже стоил 100 рублей, так что туда я не пошел. Потом, по еще большему блату, хотели взять меня в городскую администрацию, в молодежный отдел. Несколько раз меня приглашала начальница отдела и спрашивала, являюсь ли я комсомольским активистом, умею ли организовывать большие массы людей... Я ни в чем таком замечен не был и понял, что со своим дипломом по мистическому богословию на такую работу не гожусь. Тогда мой преподаватель Генрих Кутдусович предложил мне пойти преподавать философию и культурологию в Аграрный университет, и я пошел. Работал на полставки, за 80 рублей. Время оставалось, и я в том же году пошел работать в школу учителем истории. Жена у меня на тот момент уже окончила технологический институт и, работая экономистом, получала 1800 рублей. А я со своими 150 рублями на двух работах... Тогда я устроился еще и на третью — в училище гражданской авиации. У летчиков вел политологию, социологию, культурологию, философию. Ко всем предметам нужно было готовиться, так что весь день и вечер я пахал на износ. При этом, зарабатывал около 200 рублей.
Теологи без церковных интересов
Так что, когда Генрих Кутдусович сказал, что открылся новый факультет теологии, я с огромной радостью согласился там работать. Мне поручили вести лекции по нравственному богословию, а через полгода поставили заместителем декана.
Я столкнулся с удивительным фактом: никто из студентов факультета теологии (иначе говоря — богословия) не ходил в церковь. Как и сейчас, на теологию поступают молодые люди, которые находятся в духовных поисках, но в церковь не идут и о православии ничего не знают. Кстати, преподаватели в церковь тоже не ходили. Так что мне поставили задачей начать воцерковлять учащихся. Мы ездили по монастырям епархии, знакомились со священниками. Летом я увозил студентов на экскурсии по монастырям в другие города.
Чай у Феодосия
Александр Иванович ПЕТРОВ, первый декан нашего факультета, познакомил меня с владыкой Феодосием, которого я раньше видел только в церкви. Вдвоем мы отправились к владыке на встречу. Я, конечно, был наслышан о связи церкви и с властью, и с мафией, так что обстоятельства нашего знакомства меня немало удивили.
Сначала мы поехали с Александром Ивановичем в так называемый «братский корпус» на Пушкина,55. Было уже часов 10 вечера. Заходим в корпус — темнота, половины окон нет, ветер дует. К владыке туда приехал снимать сюжет «12 канал». Наблюдаем такую картину: в самой дальней комнате, на фоне чудом сохранившегося кусочка обоев, владыка Феодосий по просьбе телевизионщиков рассказывает о милосердии. Помню, меня потрясло, как складно и теологически верно он рассказывал про доброго самаритянина — почти ночью, почти в темноте.
После того как Владыка освободился, он нам говорит: «Посадить вас некуда – поедемте ко мне домой». Приезжаем куда-то на окраину. Дорога выше окон, ни одного фонаря не горит, лают собаки, пьяницы какие-то бредут по дороге. Жуткая картина. Заходим к Владыке домой. Пол кривой. Владыка открывает какую-то дверцу из ДВП в стене, говорит проходить туда руки мыть. Смотрю: между входом и ванной – сантиметров 20 от силы. В ванне песок, а в песке морковка растет (?). С краю ванны можно руки мыть. Я руки мою и уже совсем не понимаю, что происходит. Владыка нас потом за стол усадил, какие-то старые конфеты к чаю достал. За таким вот чаем мы и познакомились.
Священник без рясы
Потом меня Владыка часто спрашивал: «Как же ты не священник до сих пор?». А я и представить себя не мог в роли священника. Мне казалось, что это нечто совершенно божественное. Но так случилось, что мой первый декан в 2000-м году умер. А я в то лето был со студентами в Твери в паломничестве по монастырям, и там случился несчастный случай — утонула одна моя студентка Татиана. Эти события сильно на меня повлияли.
Будучи в паломничествах я познакомился со многими верующими людьми – мирянами, священниками, монахами и игумениями. Вера этих людей их подвижнический образ жизни постепенно стали для меня образцом совершенной человеческой жизни. В одном из поломничеств я познакомился с монахами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Осенью 2001г. моя супруга привезла из Лавры записку от старца, чтобы я готовился стать диаконом. Как я уже сказал я и не думал быть священником, но когда владыка в очередной раз спросил: «Ну, когда ты уже будешь готов в священники?», то я ответил, что я уже созрел. Владыка тогда говорит: «Вот и отлично – приходи послезавтра». Дома я рассказал, что собираюсь принимать священство. Отец мой, слава Богу, благословил меня на это дело, согласился, что это — мое. Жена спросила, надо ли ей будет паранджу одевать. Я ответил, что вроде бы не надо, и тогда она сказала, что не против в таком случае.
Я пришел к владыке, и мы поехали с ним в Ачаир, где он меня 30 декабря 2000 года и рукоположил. До этого я всего два раза был в алтаре и совершенно не знал, что такое священнический быт. Мне даже никто не сказал, что теперь нужно служить. Позже я пришел в епархиальное управление, а мне владыка говорит: «Что-то ты без рясы». Отец Александр Горбунов снял свой подрясник и отдал мне. А я ему так потом ведь и не вернул – думал, тут подрясники выдают таким образом. Я не знал, как входить в алтарь, как петь, что такое кадило… Слава Богу, мне попался хороший диакон Алексей, который надо мной не смеялся и всему научил.
Впал в немилость
Владыка Феодосий был рад, что «поймал» преподавателя. 7 января 2001 года был открыт Христорождественский собор, и у него была идея поставить туда священником университетского преподавателя. Но мой отец был на тот момент членом КПРФ, и «наверху» сказали, что собор строился не для детей коммунистов. Я заметил, что Владыка ко мне интерес потерял, но меня это не особо расстроило.
Я продолжал вести свое нравственное богословие, стал ходить на службы, петь. Почти каждый день мы со священниками причащались, исповедовались друг другу. Это был период совершеннейшей эйфории. Мне казалось, что я на небесах.
Но после Пасхи Владыка сказал мне: «Уезжай. Тебе здесь места не будет». Когда я пришел в свой родной алтарь, там мне тоже сказали: «Тебе не благословлено сюда ходить». Я позже понял, почему так изменилось отношение ко мне. А тогда мне как обухом по голове дали. Ехать было некуда, да и зачем?
Два следующих года я ходил причащаться и служить к отцу Николаю БАЮ в храм Всех Сибирских Святых (?). В университете в 2003 году появились новые стандарты, расширившие программу, и дисциплин у меня стало намного больше: нравственное и догматическое, сравнительное богословие, Новый Завет, история католицизма и протестантизма и много еще чего… Так и преподавал с утра до вечера.
Взяли и сломали стены
В университете вокруг меня сформировалась группа студентов. Мы собирались с ними с 1998 года, и, к тому моменту, как меня рукоположили, нас начали выгонять из аудиторий, где мы сидели, — места не хватало. Мы обратились в мэрию, чтобы нам выделили какой-нибудь подвал. Отец, который был депутатом, вместе с бывшим некогда заместителем декана нашего истфака Александром РЕМИЗОВЫМ и председателем городского Совета Константином ПОДОСИННИКОВЫМ, втроем выбили нам здание бывшего детского садика. С 2001 до 2003 гг. мы собирались в там, потихоньку проводили службы, но не имели права ничего в помещении изменять. Тем не менее, в 2003 году мы взяли и сломали все стены. Построили другие, поставили и расписали иконостас, и в том же году был готов наш новый храм. Нам изменили условия аренды, и проделанное нами переустройство стало легальным. В Страстной четверг я пришел к владыке, который со мной не разговаривал, и сказал: «У нас со студентами образовалась община, мы сделали храм и хотим, чтобы вы пришли на него посмотреть». Он в очередной раз посоветовал мне уехать из города, но я настаивал, чтобы он приехал. На открытие собрались студенты и руководство вуза, приехал и владыка. Зашел, посмотрел наш иконостас, алтарь и сказал: «Да, добро потрудился отец настоятель. Вы все должны слушать Отца настоятеля».
Опыт смирения
Слава Богу, с тех пор мой отец оставил коммунистов (мы его переубедили, что коммунизм – это зло), и с 2003 года я стал потихоньку служить. Благодаря владыке Феодосию я приобрел огромную практику смирения, уничижения, любви к своему приходу, к своим детям. Очень хороший опыт научения святому православию, за что спасибо ему. А владыка, благодаря моей неблагонадежности, к нам регулярно приезжал – он должен был на контроле держать «этого человека». Когда отец стал председателем горсовета, отношения еще немного улучшились, но, так как город и область у нас противостояли, совсем дружить было нельзя. Так что мы продолжали существовать на полулегальных основаниях. Выгнать-то нельзя: дети любят преподавателя, есть община, строим храм своими силами. То помещение садика на 900 квадратов, которое раньше завод содержал, – там ведь было все разграблено, когда мы пришли. Надо было найти 200 тысяч рублей в год только на коммунальные платежи. Какой мы только эквилибристикой не занимались, чтобы деньги найти. В общине-то всего 30 человек студентов, и мы сами должны были содержать это здание.
С новым владыкой Владимиром отношения хорошие. При нем я стал главой Покровского благочиния (Советский АО), руководителем молодежного отдела епархии.
От майки с черепом к христианской свободе
С отцом, конечно, у нас были разногласия. Я из крайнего либерала стал убежденным государственником-монархистом, в то время, как отец до относительно недавнего времени оставался коммунистом. Пока омские коммунисты не прибили его фотографию к деревянному гробу и не сбросили с моста в Омку. Да, он был коммунистом, но честнее, совестливее, порядочнее человека я не знаю. Он же не расстреливал никого, не шел ради идеи по головам. Мое уважение к отцу ничто никогда не подрывало. У нас были философские споры, но спорил я только по молодости. Сейчас стал старше и понимаю, что смысла в этом нет. Замечаю иногда, что отец перед уходом на работу крестится, и с радостью понимаю, что мои молитвы даром не пропали.
Отец раньше преподавал иностранным студентам — монголам в ОЛТУГА. И весь наш дом был увешан монгольскими масками, с черепами. И сам я в 90-м году ходил в майке, где был нарисован череп в очках, а в стеклах очков – какая-то тетка. Так что все меняется. Но для меня, как и для большинства представителей моего поколения, главное — быть не таким как все, не шагать строем. Для меня в христианстве главное — это учение о Любви, о Личности, о Свободе. Если нет любви, то и Бога нет, где Христос там Свобода.
Думают как свалить, но поют патриотические песни
С дочерью сложнее. Я не знаю их поколения, хотя общаюсь с ними. Вот говорят все, что они не патриоты. Я как-то пошел к дочке в школу на праздник 9 мая — сказать свое слово о любви к родине. У меня дедушка по маминой линии солдат Сталинграда и мне есть, что сказать о войне. Они там пели хорошие советские патриотические песни. Я следил за тем, кто как поет, и с удивлением увидел, что поет не только первый ряд, но и второй, и третий. Я-то думал, сзади пиво разливают, а нет — поют, причем сердце вкладывают. Домой прихожу, говорю об этом дочери. А она отвечает: «Ты думаешь, у нас там патриоты? Да все только и думают, как свалить». Я думаю, в детях разное есть. Вопрос – что победит.
Не знаю, что победит в моей дочери. Маленькой я ее водил в церковь, она причащалась. Но в школу пошла – там же не ни одной верующей подружки не было. Сейчас она редко ходит в церковь, ей интересней познание мира. Она учится, участвует в олимпиадах, с друзьями по кафе ходит. Не знаю, что станет с тем, что я в нее вложил, но верю, что папины молитвы даром не проходят.  

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

На юге Омской области фермер построит животноводческий комплекс на 1200 коров

Инвестиционный проект рассчитан на 2024–2027 годы и оценён в 1,4 миллиарда рублей

6 сентября 18:30
10
3983



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.