В рамках III Форума регионов России «Институты модернизации», который прошел в Москве 13-14 марта, состоялись заседания нескольких круглых столов. Обозревателю «КВ» удалось посетить дискуссию на тему «Наукоемкие технологии на службе строительной отрасти России», где говорилось о налаживании диалога между представителями бизнеса и власти в области развития отечественного рынка инновационных строительных технологий, а также экспертные дебаты под названием «Что стоит за медициной будущего?».
Кто будет строить города будущего?
Научно-практическую точку зрения о модернизации строительной индустрии представил вице-президент Ассоциации строителей России, ректор МГСУ Валерий ТЕЛИЧЕНКО. Он отметил, что современное высшее образование не может идти в ногу со временем без развития материально-технической базы:
— В этой связи на базе МГСУ создан Центр коллективного пользования оборудованием и программным обеспечением, который занимается научными исследованиями в области компьютерного моделирования уникальных зданий, сооружений и комплексов, информационных систем и интеллектуальной автоматики в строительстве, нанотехнологий, строительных технологий и материалов в строительстве и т. д.
Директор Департамента оценки соответствия и сертификации АСР Дмитрий ФИЛИППОВ подчеркнул, что вступление в ВТО позволит улучшить условия для доступа российской продукции на иностранные рынки, постепенно снизить экспортные пошлины, повысить инвестиционную привлекательность строительной отрасли.
— Но для этого российским компаниям необходимо оптимизировать свою деятельность в целях повышения конкурентоспособности, в противном случае возникнет опасность их ухода с рынка, — считает ФИЛИППОВ.
Он перечислил сложности приспособления российских компаний к условиям ВТО. Это, в первую очередь, ориентация предприятий в основном на внутренние рынки, низкое качество продукции, использование устаревшего оборудования, отсутствие современной нормативно-технической документации, дефицит квалифицированных кадров, отрыв вузовской науки и учебного процесса от производства, высокие тарифы на энергоресурсы и железнодорожные перевозки и т. д. По мнению ФИЛИППОВА, оценки соответствия и сертификации АСР, именно инновационное развитие отечественных предприятий даст возможность российским компаниям занять достойное место в ВТО. На заседании также присутствовали: первый замгенерального директора ГК «Фонд содействия реформирования ЖКХ» Владимир ТАЛАЛЫКИН, начальник отдела ВТО Минэкономразвития РФ Михаил ЧЕРЕКАЕВ, руководитель проекта ВПП «Единая Россия» по развитию малоэтажного жилищного строительства «Свой дом» Александр КОГАН, гендиректор Московского института материаловедения и эффективных технологий Марсель БИКБАУ, замгендиректора ЗАО «Завод «ЛИТ» Владимир ЦЫГАНКОВ.
Что стоит за медициной будущего?
Участники дискуссии попытались определить, в каком направлении должно двигаться российское здравоохранение. Профессионалы сосредоточились не только на тех новых технологиях, которые уже сегодня сулят значительный прорыв в сохранении здоровья, но и на принципиальных основах медицины будущего и барьерах, которые мешают ее развитию. Эксперты сошлись во мнении, что без участия большой науки и бизнеса решать проблемы медицины будущего невозможно.
— Сегодня эффективность лечения в мире составляет не более 50%. Половина средств, затрачиваемых человечеством на эти цели, расходуется впустую. Но уже в ближайшем будущем платить будут не за процесс лечения, а за результат. Созданы биомаркеры, которые позволяют заранее определить, поможет ли данное лекарство конкретному больному или нет. А картирование индивидуального генома позволит предупреждать болезни заранее. Это приведет к тому, что более комфортно на рынке будут чувствовать себя малые инновационные компании, а не Большая Фарма, которая умеет производить лекарства на миллиарды долларов. Не случайно инновационные кластеры возникают вокруг университетов. Благодаря усилиям государства эти модели начали реализовываться и у нас в стране, — рассказал председатель совета директоров Центра высоких технологий «Химрар» Андрей ИВАЩЕНКО.
— Будущее в медицине — это развитие технологий, — не сомневается и директор НИИ клинико-экономической экспертизы и фармакоэкономики Российского национального исследовательского медицинского университета Виталий ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ. — Но тут возникает своего рода битва государства и бизнеса. Бизнес наращивает активность в этой сфере, а государство строит барьеры доступности — проводит экспертизу, принимает нормы и ограничения и т. п. Получается, что эксперты говорят на одном языке, а лица, принимающие решения, на другом. Надо учить экспертов говорить на языке тех, кто принимает решения, а для них главное — не новые технологии сами по себе, а то, как они повлияют на продолжительность и качество жизни людей. К сожалению, в России отсутствует институт оценки медицинских технологий.
— Важно также преодолеть барьеры между научными разработками и бизнесом, — подчеркнул исполнительный директор биомедицинского кластера Инновационного центра «Сколково» Игорь ГОРЯНИН. — У нас отсутствует поддержка инновационных компаний на самых ранних стадиях проектов, а также культура экспертизы. Необходимо создать механизм разработки новых лекарств и технологий, законодательно поддерживать те компании, которые уже доказали свои возможности.
По словам ГОРЯНИНА, центр «Сколково» на практике поддерживает компании, предлагающие инновационные продукты, — создал систему экспертизы перспективных проектов, однако и ему приходится преодолевать множество бюрократических препон.
— Чтобы фонд «Сколково» заработал, пришлось внести поправки в 82 законодательных акта! — привел красноречивый факт первый зампредседателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Николай ГЕРАСИМЕНКО.
— Будущее медицины, несомненно, связано с инновационным развитием, — подчеркнула замминистра здравоохранения и социального развития Вероника СКВОРЦОВА. — Не случайно у нас в министерстве создан департамент инновационного развития. С помощью наших ученых, имеющих высокий индекс Хирша — измеритель научной активности ученого, основанный на числе его публикаций и их цитирования, мы провели анализ и создали перечень перспективных инновационных технологий, отсутствующих в России. Выстроены задачи на 2-3 ближайших года по развитию биомедицинской платформы, мы сотрудничаем с FDA (Администрацией США по контролю качества продуктов питания и лекарств) и Евросоюзом по подготовке договоров о взаимном признании результатов клинических исследований. Подготовлен пакет законопроектов по биомедицине. Мы будем и дальше создавать условия для инновационной деятельности, но не за счет качества и безопасности. К сожалению, существует большой риск свалиться в халтуру.
Замгендиректора компании STADA CIS Иван ГЛУШКОВ уверен, чтобы весь цикл разработки инновационных продуктов заработал, на них нужен спрос:
— Но спроса на инновации в России нет ни у граждан, ни у государства. Что можно сделать, чтобы снизить цены на дорогие инновационные лекарства? Определить правила создания стандартов лечения. Необходима технология оценки лекарственных средств и медицинских технологий. Большинство стран Европы такие механизмы имеют, и это приводит к снижению цен.