Все рубрики
В Омске пятница, 3 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,0538    € 98,6447

В омские автошколы едут учиться из Новосибирска, Челябинска, Тюмени и других городов

4 апреля 2012 14:26
0
1638

На омском рынке представлено около пятидесяти автошкол. Двадцать одна из них входит в Ассоциацию автошкол Омской области.

Ждут, кто первый загнется
Основной проблемой на рынке услуг автошкол участники называют недобросовестную конкуренцию. Можно увидеть достаточное количество рекламы с предложениями обучить водителей категории В от 8 000 до 10 000 руб. за курс. На деле потребитель рискует заплатить цену гораздо выше заявленной, а также столкнуться с низким качеством обучения или вовсе быть обманутым. «В эти деньги в принципе не уложишься, ни по ГСМ (горюче-смазочным материалам), ни по запчастям, да и сами автомобили очень дороги, — рассказывает Андрей АФАНАСЬЕВ, президент Ассоциации, директор учебного комбината „Зеленая волна“. — За 8-10 тысяч можно преподать только правила дорожного движения. А потом такие школы уже предлагают принести деньги на бензин или оплатить вождение отдельно. И получается вместо десяти тысяч двадцать».
Отметим, что при подготовке водителя, получающего права категории В впервые, школа обязана преподать полную программу и по теории (106 часов), и по практическому вождению в городе и на площадке (50 часов). Если школа действительно выдает эту программу, то восемь, десять или даже двенадцать тысяч за весь курс — цена убыточная. Небольшие и недавно вышедшие на рынок школы создают такого рода демпинг с целью перетянуть клиента у более крупных игроков и получить быструю прибыль. «Сейчас все ждут, когда кто-нибудь загнется, — комментирует ситуацию Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, директор автошколы „Каскад“. — Все школы учат в убыток и ждут, кто не выдержит. Но парк-то не развивается, развития никакого! Уже все мультимедийное должно быть». Действительно, и у ведущих школ еще не все автомобили оснащены даже видеорегистраторами.
Попытки одного из игроков поднять цену сразу приводят к существенной потере клиентов. Согласованное же (или выглядящее как согласованное) поднятие цен может привлечь повышенное внимание Федеральной антимонопольной службы. По словам членов Ассоциации, им уже приходилось отправлять отчетную документацию в ФАС, чтобы избежать возможного штрафа. Тем не менее рынок не может оставаться стабильным и тенденция к росту цен безусловно прослеживается и диктуется (помня о росте цен на бензин и запчасти) уже необходимостью выживания бизнеса.
Чтобы дело могло хотя бы окупаться, цена на обучение (кат. В) должна начинаться от 16 000 руб. До 2012 года средняя цена по Омску была была ниже — 12 000 — 14 000 руб. За два месяца школы постепенно подтянулись, и теперь средний ценник достиг 16 000 руб. (хотя есть и меньше). «Но даже за шестнадцать тысяч очень сложно выдать 50 часов вождения, чтобы осталось еще что-то на развитие. — говорит Юрий АСТРАХАНЦЕВ, член совета Ассоциации, директор автошколы „АСС“. — Если мы хорошо готовим, люди хорошо платят нам за учебу, правильно? И капиталы идут на развитие, на покупку нового оборудования, автомобилей и т. п. Мы просчитывали: чтобы хоть немного оставаться в плюсе — цена должна быть 23-24 тысячи. А сейчас, „благодаря“ этим школам-однодневкам, нам пришлось опустить цену, такую, что ужас! К нам изо всех регионов страны едут учиться. Почему? Потому что у нас дешевле всех. Ханты-Мансийск, Новосибирск, Челябинск — все к нам едут. В Новосибирске цена от 25 тысяч, в Тюмени тоже, Челябинск — от 20. Вот они к нам все и едут. Сколько раз уже готовили документы в другие города. В Новосибирске давно существует Ассоциация автомобильных школ, которая следит за повышением качества подготовки, которая отслеживает, какая школа чем занимается, какое у нее оборудование, на чем они учат».

Идеологическая борьба
Поэтому одной из целей работы омской Ассоциации ее создатели называют борьбу с недобросовестной конкуренцией. Однако в настоящее время набор инструментов для этой борьбы весьма ограничен. " Cейчас мы никаких полномочий не имеем, — говорит Андрей АФАНАСЬЕВ. — Мы можем только обращаться в соответствующие органы с просьбой о том, чтобы поставить на особый контроль подозрительные школы, которые не выполняют программу обучения". Так что пока Ассоциация не имеет даже контролирующих функций и вынуждена вести борьбу скорее идеологическую.
Сейчас ее представители посещают недавно открывшиеся школы, ведут своего рода разъяснительную работу. «Недавно съездили в школы „Фаэтон“, „Автостиль“, „Блокпост“, старались что-то рассказать, пригласить за опытом в Ассоциацию. — рассказывает один из директоров, член совета Ассоциации. — Но на контакт пошел только „Фаэтон“, остальные сказали, что им Ассоциация не нужна. Мол, не будет автошкола прибыли давать, через год ее закроем и все. О чем-то это уже говорит. Мы просим (не требуем) показать нам классы, оборудование. Кто-то отказывает, и сразу понятно, что если отказывает, значит, никакой материальной базы, согласно лицензионным требованиям, там нет».
Павел ТРИГУБ, директор автошколы «Старт» считает, что если бы Ассоциация получила возможность проводить проверки, это оздоровило бы конкуренцию: «Пусть, конечно, без права всяких наказаний, штрафов и т.п. Я не против такого подхода».
А вот директор одной из автошкол, пожелавший остаться неизвестным, считает, что борьба с недобросовестными игроками — это все же задача Лицензионной палаты. Основная функция Ассоциации, по его мнению, — создание и поддержка определенного имиджа: «Может быть, и правильно, чтобы у Ассоциации были какие-то контролирующие функции, но, с моей точки зрения, есть много «но». В первую очередь должно быть какое-то братство единомышленников, которые приходили бы к одному знаменателю. Когда народ увидит, что именно эти школы делают хорошо, все вопросы отпадут сами.
Сейчас, чтобы вступить в Ассоциацию, требуются рекомендации одной или двух автошкол. Но я, например, считаю, что нынешние ее члены — это как раз ядро, работающее на высоком уровне. Желающих вступить много, но больше пока никому я бы не дал рекомендации. Они меня не устраивают даже в том отношении, что дают такую порочную рекламу — за пять тысяч обучим. Поэтому, если хочешь вступить в Ассоциацию, ты должен играть честно, по правилам. Это борьба больше идеологического характера».
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ отмечает также возможность Ассоциации повлиять на ее непосредственных членов: «Раньше мы даже не знали, о чем говорить. Соберемся — а у всех своя позиция, свои цены и т. п. Сейчас уже общий язык находим, уже начинаем делать кому-то замечания, мол, на вас, например, люди жалуются. В нашей школе есть услуга — обучение на механике и на автомате для тех, у кого уже есть права. Ведь приходят те, кто не доучился, кого плохо выучили. Так очередь стоит на это обучение! И теперь если от кого приходят недоученные, я всегда могу ему в глаза сказать об этом».
Для вступления в Ассоциацию сегодня автошколе не только нужно предоставить рекомендации и заплатить 1000 руб. — вступительный взнос и по 500 руб. ежемесячные членские взносы, но и выполнить ряд требований: заключать с курсантами договоры на предоставление образовательных услуг и выдавать полный курс обучения.

Спорный показатель
Один из предметов обсуждения — рейтинг аварийности автошкол, выпускаемый ГИБДД раз в полгода. С одной стороны, если среди выпускников какой-то автошколы действительно большой процент аварийности, это дает повод задуматься о качестве обучения, с другой — нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор. Также важно, какое количество учеников выпускает школа. Отметим, что в рейтинге ГИБДД указано именно количество, а не процент авариныйх случаев по отношению к общему числу выпускников. Поэтому, смотря на количество аварий, нужно обращать внимание и на то, сколько выпускников у школы в целом.

С купонами пролетели все
Реклама — еще один больной вопрос для омских автошкол. Сарафанное радио по-прежнему считается одним из самых действенных способов (но, несмотря на это, многие школы дают дежурную рекламу — баннеры, наружку, ролики, публикации в газетах и журналах). Однако сейчас все это потеснила другая рекламная тенденция. «Год-полтора к нам народ приходил в основном по рекомендациям — относятся хорошо, преподают нормально, не кричат, не орут, не кидают, деньги не вымогают. А последний год только и слышишь: „Биглион“, „Группон“, купоны...Все почитали, что где-то можно выучиться чуть ли не за пять тысяч и вперед! Цена стала более весомым аргументом, чем все остальное. И не столько в кризисе дело, а в том, что человек не пойдет учиться за шестнадцать, если есть за девять, — объясняет Дмитрий ВАСИЛЬЕВ. — Мы тоже поучаствовали в „Биглионе“, когда открыли еще один класс, чтобы о нас народ узнал. Сделали себе в убыток, но для развития. А куда деваться? Привлекли много — продали 137 купонов. Но столько народу надо еще обработать, да по низкой цене. Сидим теперь, обрабатываем. Сейчас я уже десять раз подумаю, участвовать или не участвовать в подобных вещах. И тем более в таких акциях, как у „Биглиона“, где требуют большие скидки». Участием в такой акции остался недоволен и Павел ТРИГУБ, отметив, что сервис все равно навязывает предпринимателю условия. Другой участник рынка еще более категорично высказывается против скидочных сервисов: «С купонами пролетели все. Я считаю, что это чистой воды обман потребителя и предпринимателя, который тоже на этом погорит».
Что касается отзывов в Интернете (а именно туда отправится среднестатистический потребитель после опроса друзей и знакомых), то шире всего картину отзывов по основным омским автошколам может представить сайт www.avtobeginner.ru. Впрочем полной картины, конечно, не даст и он.
В итоге потребитель оказывается в информационном вакууме, и когда перед ним встает проблема выбора автошколы, чаще всего совершает этот выбор чуть ли не наобум, руководствуясь либо удобным расположением классов и привлекательным ценником, либо подходящим графиком. А главное, что он, как правило, не понимает, из чего складывается стоимость обучения, за что он в этой школе платит больше, чем в другой. Рекламная политика автошкол не отличается продуманностью и профессионализмом, что и понятно: небольшой фирме не по карману держать штатного специалиста по продвижению, да загрузить его работой в полном объеме не получится. Однако, возможно, участникам этого рынка стоит задуматься о привлечении грамотного специалиста со стороны для разработки хорошей рекламной кампании. Это позволит привлечь не меньше клиентов, чем купонные сервисы, и по более приемлемой для школы цене.

Инструктор нервно курит в сторонке
Помимо хорошего имиджа, привлечь клиентов может расширенная программа обучения и дополнительные курсы. Так, автошкола «Каскад» включила в обучение курс самообороны в автомобиле и лекции по основам автострахования (как нарисовать схему ДТП, как рассчитывают страховку, какие происходят изменения в законодательстве и т. д.).
Некоторые школы также проводят занятия для водителей, уже получивших права, но еще неуверенно чувствующих себя за рулем. Особенно популярно обучение на машине с АКПП. (Напомним, что по действующим правилам обучение и сдача экзаменов проходит только на механике). Также обучением на АКПП часто занимаются инструкторы-частники.
Как признаются руководители школ, кадровый вопрос был и остается одним из самых тяжелых. Средняя зарплата инструктора по вождению в Омске 13 000 -17 000 руб. В редких случаях эта цифра может доходить до 20 000 руб. и даже 25 000 руб. и зависит от степени подготовки мастера, уровня его работы и финансовых возможностей бизнеса.
Некоторые школы принципиально не берут на работу мастеров со своими автомобилями, считая, что это в любом случае снижает качество подготовки. «У нас мастера работают только на машинах автошколы, — говорит Павел ТРИГУБ. — Учебные машины стареют гораздо быстрее. Провели эксперимент, попробовали со своей машиной брать мастера. Я отказался от такой практики, потому что сердце у человека всегда больше к своей машине лежит. И оттого качество обучения хуже. Поэтому я расстался с теми, кто больше болел за свою машину, чем за учеников».
Другие, наоборот, считают такую практику приемлемой: «У нас есть и мастера со своими машинами, и те, кто работает только на наших, — рассказывает один из участников рынка. — Но они все оформлены и получают у нас зарплату официально. Я считаю, что инструктор просто должен получать достаточно, чтобы у него душа за машину не болела».
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ отмечает, что когда все автомобили школьные, то больше рычагов влияния на инструктора и это в целом удобнее, но обходится все-таки несколько дороже.
И, наконец, немаловажнен вопрос сервиса. В любом случае выиграет та школа, где уровень сервиса на порядок выше, чем в других. По телефону отвечает приветливый администратор, а инструктор не повышает голос, не курит нервно одну за одной, не вздыхает, а способен доброжелательно и с юмором объяснить что-то (возможно, не раз и не два), разрядить обстановку и не создавать у курсанта чувства психологического дискомфорта. Приличная автошкола уже не будет держать инструктора, который может себе позволить наорать на курсанта.«В школе закладывается фундамент водителя, — считает Юрий АСТРАХАНЦЕВ. — Точно так же, как и школьный учитель, мастер либо прививает любовь к вождению, либо, наоборот, отталкивает. Я своего учителя в автошколе помню до сих пор. Он мне привил и правильное отношение к машине, и культуру поведения на дороге».

По данным сайта областного ГИБДД, за прошедший год количество ДТП с участием водителей со стажем до двух лет существенно возросло. Как утверждают сотрудники Госавтоинспекции, причина тому — низкий уровень подготовки водителей.

Ольга СЕВЕРСКАЯ 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.