После окончания совместного заседания Совета по экономическому развитию Омской области и комиссии по модернизации и инновационному развитию экономики корреспондент «КВ» Алексей БЫКОВ обратился к председателю совета директоров ООО «Омсктехуглерод» Валерию КАПЛУНАТУ с рядом вопросов.
— Валерий Николаевич, вы сообщили недавно, что Омсктехуглерод перерегистрируется в город Омск. Кажется, всего только полгода назад вы, наоборот, уходили из Омска.
— 1 августа прошлого года.
— Но почему уходили и в связи с чем возвращаетесь?
— Может быть, кому-то наши действия покажутся лихорадочными, но когда сталкиваешься с логикой абсурда некоторых чиновников, действительно мечешься в поступках. Но слава богу, разум торжествует, поэтому мы возвращаемся в Омск. Ну а причины? Несколько лет Омсктехуглерод находился по сути дела в состоянии перманентного конфликта с областной налоговой службой. Не буду сегодня говорить о подробностях и касаться личностей. Просто мы использовали такую модель бизнеса, при которой обеспечивается его максимальная стабильность и безопасность. Может быть, что-то при этомделали гипертрофированно. Мы действительно искали пути оптимизации налоговой политики, ориентируясь при этом на Налоговый кодекс РФ, другое дело, что руководство омской налоговой службы давало очень примитивные и криминальные трактовки нашей мотивации, обвиняя в использовании схем по уклонению от уплаты налогов. Ну а дальше последствия в виде возбуждения соответствующих уголовных дел.
— Имеется в виду возмещение НДС?
— В том числе. Все их надуманные претензии разбивались о судебные решения, которые неизменно завершались в нашу пользу. В течение последних пяти лет наши отношения напоминали качели: претензии – суд — новые претензии. Поэтому на тот момент нам показалось более оптимальным перейти на учет в московскую налоговую. Однако вскоре после этого руководство Омской областной налоговой службы было обновлено. Мы встретились с новым руководителем областной налоговой службы Владимиром РЕПИНЫМ. Состоялся плодотворный диалог, по итогам которого было принято решение о перерегистрации ООО «Омсктехуглерод» в Омск с 3 апреля сего года. Серьезную роль в этом процессе сыграл губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Ранее у нас с областным правительством были скорее формальные отношения, не было конструктивной наполненности. Допускаю даже, что в силу выработанной нами привычки к закрытости и, как вы догадываетесь, не от хорошей жизнирегиональное руководство не получало от нас адекватной информации и поэтому реагировало с некоторой отстраненностью. Наверное, они имели на это право. Но сегодня процесс конструктивного сотрудничества между бизнесом и властью ускорился. Мы получили от губернатора Леонида Константиновичасерьезную поддержку по научно-исследовательскому центру технического углерода и полимеров. Наш бизнес приобрел существенную инновационную окраску, и в связи с этим без партнерства с государственными структурами мы уже не сможем серьезно развиваться.
— В чем заключается это партнерство?
— Мы пошли на очень глубокую интеграцию с наукой и соответствующими государственными институтами. Глобальная наука сегодня – это государственная отрасль. А значит, я должен играть по четким и понятным государству правилам. Тем более что у нас единая задача — создание наукоемкого производства и продвижение российской продукции на международные рынки и в конечном итоге укрепление экономической мощи страны.
— Недавно было сообщение, что Федеральная антимонопольная служба одобрила приобретение 100%-й доли Омсктехуглерода компанией «Кинросс Бизнес Корпорэйшн» (Сейшельские Острова). В связи с чем это было сделано?
— Мы хотим быть прозрачными, но за этой прозрачностью не должно быть беспомощности и уязвимости с точки зрения стабильности развития промышленного бизнеса. Таковы были рекомендации ведущих аудиторских фирм мирового уровня, которые нас консультируют. Наша структура собственности в данный момент мало чем отличается от структуры практически любого крупного российского холдинга – хоть в алюминиевой промышленности, хоть в нефтяной. Более того, она полностью понятна западным финансовым учреждениям, так как мы со временем планируем выход на IPO. То есть мы хотим построить компанию мирового уровня.