Ж.М.Г. ЛЕКЛЕЗИО
Смотреть кино
Пер. С фр.
М.: Текст, 2012 год. — 173 стр.
Тираж 2 000 экз.
ЛЕКЛЕЗИО недавно стал обладателем Нобелевской премии по литературе. Считается, что он не только романист, но и блестящий эссеист, своего рода поэт эссеистики. Во всяком случае издатели предлагают читателям подборку эссе о кино. ЛЕКЛЕЗИО рассказывает, как встретился с кинематографом в детстве, а потом последовательно и с удовольствием размышляет по поводу фильмов как классических, так и современных. Таких, например, как «Аталанта», «Улыбки летней ночи», «Дом и мир», Приключение», «Велосипедист». А помимо того вспоминает, какие были в его юности кинотеатры и киноклубы.
Например, киноклуб «Жан Виго». «Там я посмотрел большинство классических фильмов. В те годы киноклуб был настоящей общественной организацией. Это был храм кинематографического искусства, а прихожанами были синефилы с самой широкой кинокультурой, выходцы из самых разных слоев. Тут можно было встретить таких адвокатов, как Левами, преподавателей лицеев уровня Веффеля или Сальветти, они как раз составляли ядро клуба; люди зачастую непримиримые, полемически настроенные, они самоотверженно служили делу образования юношества, которое однажды сможет прийти им на смену и продолжить их борьбу». Как утверждает автор, стояла задача внушить этим молодым людям, что кино не просто зрелище, что фильмы создаются не актерами, а теми, кто владеет техническими возможностями камеры, кто стоит за спиной артистов. «Открытие этих базовых принципов оказывало поистине опьяняющее действие и совпадало с моментом, когда студенты знакомились с критикой и основами эстетики, то есть с категориями философскими». Интересно, кто из читателей не почувствует болезненный укол зависти.
Елизавета КРИВОЩЕКОВА
замредактора «КВ»
liza@kvnews.ru