20 апреля новым председателем Омского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» избран график Андрей МАШАНОВ. Он заменит Александра МАКАРОВА, чей пятилетний срок полномочий истек на прошлой неделе. МАШАНОВУ уже приходилось временно исполнять обязанности председателя, и потому он, как он сам добавляет, «на собственной шкуре знает, что к чему». Новому лидеру придется направлять деятельность не только Дома художников, но и ЗАО «Художественный комбинат», чья налоговая задолженность составляет 900 тыс. рублей.
МАШАНОВ был не единственным кандидатом, помимо него на пост главы Омского отделения Союза художников претендовали Евгений ТОНКИХ и Дмитрий ГАГИШВИЛИ. Голосование проходило в закрытом режиме. В нем принял участие 81 человек (Омское отделение насчитывает 135 членов). Еще 24 голоса были внесены заранее, теми, кто не смог присутствовать.
МАШАНОВ поделил свою программу на три раздела.
— Первый раздел – это уставная и выставочная деятельность. Важная часть в нашей творческой работе – это реализация крупных проектов, которая должна осуществляться при поддержке министерства культуры и городского департамента. Сами мы не справимся. Я много мотаюсь по стране, наладил достаточно близкий контакт практически со всеми председателями Сибирского округа. В том числе и с руководителями такой крупной организации, как Российская академия художеств. Мы можем отправлять на стажировку наших молодых специалистов или выполнять с академией совместные проекты. Мы не должны ограничиваться только рамками Омска. Особенно учитывая, что музеи начали рассчитываться с художниками о закупках только за 2007 год. Вторая часть – это хозяйственно-экономическая. Сейчас мы отходим от того периода, когда было прямое финансирование, как в советские времена: на выставку выделялось столько-то денег. Сейчас это проходит через субсидии или гранты. Необходимо участвовать в интересных проектах, чтобы это было значимо для города и области. И третий раздел — это социальная поддержка. По мере сил надо помогать нашим пожилым художникам. Выходить с предложением к министерству социальной политики.
ТОНКИХ в свою очередь заявил, что ничего индивидуального в предвыборных тезисах МАШАНОВА нет, поскольку «программа, которую он зачитывал, в любом случае реализовывалась бы любым другим председателем».
— Важней всего, — заявил ТОНКИХ, — нынешнее положение художественного комбината. Я буквально силой не дал сдать МАКАРОВУ несколько последних помещений в аренду сторонним организациям. А то так бы всюду были пиво, девочки, сауна!
Андрей МАШАНОВ парировал, что в этом вопросе поддерживает своего предшественника МАКАРОВА и считает, что без сдачи помещений в аренду художественному комбинату не выжить:
— Еще в советские времена была придумана эта структура. Все трудовые книжки художников были от художественного фонда, так как Дом художников являлся общественной организацией и не мог заниматься коммерческой деятельностью. Тогда фонд являлся монопольной структурой, через него проводились все заказы, скупались все скульптуры, картины, так как партии все это надо было. Но со временем стали формироваться новые рынки, появляться частные дизайнерские компании, люди смогли работать на себя. И Художественный фонд, так как заказов нет, потерял монополию, и стал рассыпаться. Для того чтобы здание не было продано, многие организации начали сдавать помещения в аренду. Художественный фонд числится за Москвой, он сдает нам в аренду Художественный комбинат, доход от которого идет на закупку рабочего материала, организацию выставок и зарплату работникам Дома художников.
Однако, как посетовал бывший председатель Омского отделения СХ Александр МАКАРОВ, на уставную деятельность идет только мизерная часть дохода, в основном все уходит на коммунальные услуги и выплату долга: «Мы три года пытались отсудить здание для Художественного фонда через высший арбитражный суд. Когда мы его «отвоевали» в 2006 году, там не было ни одной лампочки, ветер гуля... Проще говоря, мы оказались у разбитого корыта. Кроме того, налог на землю не был определен сразу. Он выяснился позже. Спустя 3 года нам объявили задолженность в размере 1,5 миллиона рублей. Оплачивать, правда, разрешили не сразу, а в течение 5 лет. За два года нами уже было выплачено свыше полумиллиона рублей».
Впрочем Александр МАКАРОВ добавил, что относительно Дома художников обстановка разворачивается более позитивная, поскольку «правительство признало, что в те годы стоимость земли была слишком завышена. В Доме художников ранее цена земли составляла 22 тысячи рублей, а сейчас снизилась до 3,5 тысячи. И аренда нами была продлена на 49 лет». Как заявил Андрей МАШАНОВ, он предпримет все усилия, чтобывыполнялось плановое погашение долга, которым обременено ЗАО «Художественный комбинат». В результате из 106 голосов МАШАНОВ получил 82.
Георгий ГОРШКОВ