Двадцать седьмого апреля в гипермаркете «Ашан — Омск» состоялся пресс-тур по качеству. В свете недавней проверки Роспотребнадзора, когда в гипермаркете была обнаружена некачественная сгущенка, мероприятие оказалось как нельзя более кстати.
Журналистам продемонстрировали зону приемки и разгрузки товара, а также целый ряд других помещений – холодильники, склады, производственные цехи. Как рассказала эксперт по санитарной безопасности гипермаркета «Ашан — Омск» Татьяна КАЙГОРОДЦЕВА, вся нераспроданная продукция, у которой заканчивается срок годности, по утрам изымается с полок и передается на утилизацию МУП города Омска «Спецавтохозяйство».
По словам руководителя по внешним коммуникациям компании «Ашан Россия» Марии КУРНОСОВОЙ, в Омске «Ашан» не работает с местными производителями непродовольственных товаров, за исключением единственной мебельной фабрики. А интерес есть, к примеру, к производителям текстиля. В очередной раз представители гипермаркета посетовали на отсутствие подходящих торговых площадей для открытия новых магазинов в форматах «Ашан» и «Ашан – Сити». «Мы надеемся, что найдем здесь помещения под магазины, и рассматриваем все поступающие к нам предложения. Но себя мы во всех подобных сделках стараемся сами обезопасить, проводим серьезный отбор, ведь бывает так, что и застройщик с именем, и торговый центр хороший строит, а потом оказывается, что земля в залоге, а послезавтра он вообще банкрот», — прокомментировал директор гипермаркета Андрей ВОЛКОВ.
Между тем, как выяснилось, единственный омский «Ашан» работает эффективнее своих зарубежных коллег. Как рассказал Андрей ВОЛКОВ, недавно на очередной конференции в группе «Ашан» подводили итоги 2011 года и «Ашан – Омск» получил сразу четыре почетных награды. По самому главному показателю – росту выручки с квадратного метра – магазин Андрея ВОЛКОВА занял первое место среди гипермаркетов «Ашан» по всему миру. «У Андрея очень хороший показатель по количеству товаров в одной тележке. Этот показатель в целом по стране невысок, а вот в Омске хороший», — заметила Мария КУРНОСОВА.
Еще одна новость, которой в «Ашане» поделились с журналистами, — появление на кассах терминалов Visa. По словам Андрея ВОЛКОВА, это уникальный проект, который в России кроме «Ашана» пока никто еще не реализовал. Через терминал рассчитывается сам покупатель, не передавая карту в руки кассиру. Время обслуживания при этом сокращается на 30%. Как заметил Андрей ВОЛКОВ, это первый шаг на пути к установке касс самообслуживания, которые появились уже в магазинах группы «Ашан» (бренд «Наша радуга»).
Андрей ВОЛКОВ,
директор гипермаркета «Ашан — Омск»:
«Бабушки – суперисточник информации»
Представители гипермаркета «Ашан — Омск» после экскурсии по магазину ответили на вопросы журналистов. «КВ» представляют выдержки из этой беседы
О формировании цен
ВОЛКОВ. У нас есть отдел маркетинга, который отслеживает цены конкурентов. Учитываем, разумеется, сезонный спрос.
КУРНОСОВА. По каждому из отделов у нас есть максимальная наценка, выше которой менеджер отдела не может установить. Да, у нас есть по некоторым товарам наценка в 2-3%. Мы не торгуем в минус, не устанавливаем компенсированные цены, когда продавцы выставляют несколько товаров по бросовой цене, а на остальные делают бешеную наценку, тем самым компенсируя. Наша цель – сделать всю корзину дешевле.
ВОЛКОВ. Мы заранее при заключении договора с поставщиком предлагаем запланировать промо-акцию, на которую нам предоставят скидку. Это делается на короткий период времени для привлечения покупателей. Поставщик, снижая цену, получает большой объем продаж. Соответственно, и нам у них приходится закупать больше.
О законодательстве в ритейле
КУРНОСОВА. Закон о торговле для нашей компании ничего не поменял, а поставщики, защитить интересы которых планировалось, наоборот, жалуются. Та же история с отсрочкой платежей. У нас она всегда была связана с ротацией товара, а ротация всегда была хорошая. То есть на нас новшество по установлению сроков отсрочки никак не повлияло. А вот у поставщиков замечаем любопытную тенденцию: некоторые из них намеренно выставляют на упаковке короткий срок годности – был 20 дней срок, например, теперь 10 дней. Что касается бонусов, в нашей компании бонус, который платили поставщики в конце года, и до принятия закона был менее 10%. Сейчас закон разрешает брать 10%. Нам хорошо, а поставщикам не очень. Кроме того, по закону мы получили право оказывать поставщикам различные услуги, к примеру маркетинговые, логистические, и здесь можно накручивать. А с долей рынка и вовсе получилось глупо. Деление по муниципальному образованию и деление по экономическому признаку – не одно и то же. Закон вроде бы защитил производителей и поставщиков, а про клиентов и не вспомнил. Наша же задача – защитить клиента, обеспечив ему низкие цены. С другой стороны, сейчас рассматривается новая редакция закона, корректируются отдельные положения. Будем выполнять.
О воровстве
ВОЛКОВ. У нас есть комплекс мер, в том числе видеонаблюдение. Другой вопрос – поедание продуктов или распитие напитков прямо в зале. Уже поставили кулер с водой в рыбном отделе для тех, кого жажда мучит. Если на кассе человек попался с кражей, мы все же предлагаем оплатить товар. Если не соглашается, за линией кассы вор передается сотруднику вневедомственной охраны. Очень много среди ворующих молодежи, тех, кто приезжает сюда на бесплатных желтых автобусах, и мы сообщаем в школы, в вузы. Вот такой воспитательный момент. С одной стороны, людей можно понять, когда они попадают в этот огромный ангар с разнообразием товаров. Здесь одна маленькая конфетка, там горстку орешков, там водичку открыл, попил и назад поставил, а вот тут туфли новые примерил и обратно переобуться забыл. Но если без шуток, уже меньше воруют, чем раньше.
О некачественной сгущенке
ВОЛКОВ. Я благодарен этому клиенту, который определил низкое качество сгущенки. Это супер. Очень большая трагедия, что мы столкнулись с такой подделкой.
КАЙГОРОДЦЕВА. Клиентка приобрела у нас сгущенку производства завода «Промконсервы» и, попробовав, поняла, что в ней много растительных жиров. Скорее всего в этом ей помог какой-то опыт работы на производстве. Она обратилась в Роспотребнадзор. У нас проверили условия хранения и сопроводительные документы, все было в порядке. Взяли пробы, и они подтвердили, что продукт фальсифицирован. Мы сняли продукцию с реализации, утилизировали ее. Продукция не соответствовала требованиям технического регламента по молочной продукции. А вот по микробиологическим и биохимическим показателям продукт был безопасен.
КУРНОСОВА. Тут надо понимать зону ответственности. У нас есть свой отдел контроля, который проверяет товар на безопасность, но лишь микробиологию, а не рецептуру. Что любопытно, при всем этом документы, сертификаты у производителя все были.
ВОЛКОВ. Мы всегда прислушиваемся к замечаниям клиентов. Уверен, что бабушки – суперисточник информации. Если ты удовлетворишь покупательские потребности человека пенсионного возраста, то о тебе услышат хорошее все его знакомые и родственники, и наоборот.
О продукции под маркой «Каждый день»
КУРНОСОВА. Товар собственной торговой марки не требует затрат на рекламу, маркетинговых расходов, дизайнерских разработок. Мы даже название придумали сами – его предложил наш директор по маркетингу. Что касается перепродажи в киосках, мы не можем это каким-то образом запретить делать. Помню, когда мы открывали первый в России магазин в Мытищах, у нас продавался квас по низкой цене, и торговцы с мытищинского рынка наперегонки в 8.30 утра выносили его полностью и торговали рядом, с бешеной накруткой.
ВОЛКОВ. Мы тогда даже разрезали упаковки, чтобы торговцам было сложнее грузить и хоть что-то оставалось обычным покупателям. А потом приставили сотрудника, который по телефону сообщал, что торговцы уже закупились квасом и ушли и можно выставлять теперь еще одну партию товара.