На федеральном уровне принято решение о создании единой национальной электросетевой компании, которая будет управлять магистральными и распределительными электрическими сетями всей страны. Первый шаг уже сделан – началась передача управленческих функций холдинга МРСК в Федеральную сетевую компанию. О преимуществах предстоящей консолидации электросетей и проблемах, которые возникают в этом процессе, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил заместителя генерального директора – директора филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» Сергея МОДЕНОВА.
— Сергей Николаевич, каковы главные цели консолидации электрических сетей?
— Процесс объединения компаний инициирован директивой правительства РФ от 8 мая 2012 года о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «Холдинг МРСК» открытому акционерному обществу «ФСК ЕЭС». Федеральная антимонопольная служба приняла решение удовлетворить ходатайство ФСК на приобретение прав, позволяющих осуществлять функции единоличного исполнительного органа. По словам председателя правления Олега БУДАРГИНА, объединение оператора сетей высокого напряжения ФСК с холдингом МРСК, владеющим сетями низкого напряжения, сдержит рост тарифов на электроэнергию в России на уровне инфляции, а уже через три года в размере 75 процентов от инфляции. Слияние энергокомпаний направлено на синхронизацию инвестиционных ресурсов, позволит четко вести работу по модернизации электросетевого комплекса, оптимизировать работу по эффективному развитию, что в свою очередь будет способствовать снижению потерь электроэнергии при передаче.
Главная цель консолидации – повышение надежности электроснабжения потребителей. В рамках объединенной компании этого можно достигнуть путем внедрения единой технической политики. Предполагается, что будет решена проблема «последней мили», которая последние годы активно обсуждалась в прессе. Помимо этого, объединение должно повлечь за собой некоторое снижение операционных расходов, а дополнительно полученную прибыль планируется направить на выполнение инвестиционных мероприятий. Таким образом, консолидация сетей – объективная необходимость. Однако с полной уверенностью можно сказать, что структурные преобразования в энергетике не приведут к снижению надежности энергоснабжения потребителей.
Процесс объединения не будет быстрым, в августе должно состояться внеочередное собрание акционеров, на котором изберут новый совет директоров для ФСК и холдинга МРСК, чтобы подготовить концепцию и план мероприятий по объединению компаний. Процесс слияния начался, и это позитивный факт.
В настоящее время в Омской области насчитывается около 70 предприятий, занимающихся услугами по передаче электрической энергии. В соседних регионах, кстати, ситуация проще. В Новосибирской области территориальных сетевых организаций только 8, в Алтайском крае – 15.
В Омской области более половины объема полезного отпуска электрической энергии приходится на филиал ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» (55,8%), на втором месте муниципальное предприятие г. Омска «Омскэлектро» — 27,8%, а на остальные 68 предприятий приходится 16,4% полезного пропуска электроэнергии. Казалось бы – имеется конкуренция, но учитывая специфику отрасли, это далеко не так. Технологически каждое предприятие работает в своей зоне ответственности. Налицо эффект «лоскутности», так как в электросетевом комплексе качество услуги зависит не от каждой отдельной организации, а от того, насколько эффективно работает комплекс в целом. Для каждого потребителя имеет первоочередное значение надежность и качество энергоснабжения, а не то, по какой причине произойдут возможные перебои или технологические нарушения. Поэтому Омскэнерго уже несколько лет занимается проблемой консолидации объектов электросетевого хозяйства в регионе.
— Какова ситуация на территории Омской области с консолидацией электросетевых объектов?
— На территории муниципальных районов Омской области основная работа по консолидации сетей проходила совместно с региональным правительством в 2003-2004 годах. В эти годы на баланс Омскэнерго принято 1 185 трансформаторных подстанций и три тысячи километров линий электропередачи, включая значительно число так называемых бесхозяйных объектов. На сегодняшний день бесхозяйных сетей в муниципальных районах Омской области практически нет.
— А в Омске?
— В Омске ситуация достаточно сложная — и с теми сетями, у которых есть собственники, и с бесхозяйными объектами. Кроме того, «котловая» модель тарифообразования, применяемая в РФ с 2008 года, повлекла за собой проблемы во взаиморасчетах между смежными сетевыми организациями, в частности, с МПЭП «Омскэлектро» (напомню, что задолженность муниципального предприятия перед Омскэнерго составляет на начало июня 965,1 млн рублей). Можно рассуждать о рынке, о конкуренции, но распределительные сети – это не тот сегмент электроэнергетики, где от количества игроков зависит качество и цена услуги. Деятельность электросетевых предприятий полностью регулируется государством. Единая техническая политика даст возможность оптимизировать управление сетями, снизить издержки, позволит реализовать крупные инвестиционные проекты. Поэтому мы, как я уже неоднократно говорил на всех уровнях, готовы рассматривать любые формы объединения и совместного управления муниципальным электросетевым комплексом города Омска. Наша главная цель даже не в том, чтобы урегулировать многолетние финансовые разногласия с МПЭП «Омскэлектро». Финансовые вопросы тоже крайне важны, но для нас приоритетное значение имеют государственные задачи — обеспечение надежного и качественного энергоснабжения региона, повышение качества услуг по технологическому присоединению, где тоже накопилось немало проблем, которые не решить без консолидации ресурсов и реализации единой инвестиционной программы. Мы прекрасно понимаем, что трудностей будет много. Но без консолидации сетей не обойтись. Это вынужденная мера, чтобы стабилизировать ситуацию раз и навсегда.
— Что произойдет с ценами на электроэнергию после консолидации электрических сетей?
— Тариф на передачу электроэнергии – это лишь одна из составляющих конечного тарифа для потребителя. Поэтому нельзя утверждать, что этот конечный тариф после консолидации сетей сразу станет ниже. Но можно с уверенностью сказать, что темпы роста тарифа снизятся. Даже за счет простого объединения муниципальных сетей с нашими сетями получится синергетический эффект. Наглядный пример: в 2003 – 2004 гг. в Омской области износ сетей, принадлежащих коммунхозам, достигал 85 процентов. После того как мы приняли энергообъекты в районах области на баланс, общий износ сетей Омскэнерго составил 70 процентов. Сегодня, в результате последовательной работы по реализации ремонтных программ, а также долгосрочной инвестиционной программы по развитию электросетевого комплекса Омской области, общий износ сетей Омскэнерго снизился до 56 процентов.
— По каким еще критериям можно оценить эффективность электросетевой компании?
— Главный и самый понятный критерий – это финансовый результат. Если отработали год, а прибыли нет, то это значит, что работали неэффективно. Прибыль — это один из основных источников финансирования инвестиционной программы, т. е. программы развития электросетевого хозяйства в регионе. Поскольку тариф электросетевого предприятия полностью регулируется государством, уровень прибыли невелик, но если предприятие активно ведет политику по оптимизации издержек и повышению производительности, то прибыль, безусловно, будет. Важным критерием эффективности является выполнение финансовых обязательств перед партнерами, бюджетами всех уровней и работниками. При том что Омскэнерго является одним из самых эффективных филиалов МРСК Сибири, для нас тоже актуальны вопросы снижения издержек, уменьшения износа сетей и снижения потерь. А, например, для МПЭП «Омскэлектро» — это вопрос жизни и смерти. Из официально опубликованной отчетности Омскэлектро видно, что его деятельность убыточна, а задолженность перед своими контрагентами превышает миллиард рублей. Прежнее руководство муниципального предприятия одной из основных причин такого состояния называло «неправильно» принятые тарифы РЭК Омской области, но в судах разного уровня подтверждена корректность тарифного регулирования. Никто не спорит, государственная тарифная политика довольно жесткая. Министерство энергетики РФ ежегодно снижает норматив потерь для Омскэнерго, и мы изыскиваем резервы, чтобы выполнить эти нормативы, не снижая эффективность работы. А у МПЭП «Омскэлектро» фактические потери не только не снижаются, а даже растут. За последние пять лет потери увеличились почти на 5%.
— Кстати, гендиректор Омскэнергосбыта в недавнем интервью «КВ» тоже уверял, что уровень потерь в тарифе для МПЭП «Омскэлектро» занижен регулятором. И приводил в пример электрические сети Улан-Удэ и Читы, для которых в тарифе заложены потери в 28 процентов и 20 процентов, соответственно...
— А в Якутии потери электроэнергии еще выше – 50 процентов. Зато в Японии гораздо ниже – от двух до четырех процентов. Почему же руководитель Омскэнергосбыта не приводит в пример город Токио? Мы ведь говорим не об абстракциях, а о конкретном показателе: об экономически обоснованных потерях. Если в Улан-Удэ экономически обоснованные потери действительно складываются на уровне 28 процентов, то нужно проанализировать, почему это происходит. Я не могу оценить состояние муниципальных электрических сетей в Улан-Удэ. Но с точки зрения развития нужно равняться на лучшие примеры.
— Ну а когда Омскэнерго возьмет, допустим, муниципальные сети в аренду, как вы будете снижать потери в городских сетях?
— Пока не могу однозначно сказать, какие мероприятия понадобятся, чтобы снизить в муниципальных сетях уровень потерь, а проще говоря – воровства электроэнергии, но ситуация, на мой взгляд, не столь безнадежна, как пытались преподнести некоторые из руководителей городской администрации и некоторые из уже бывших руководителей МПЭП «Омскэлектро». Возможно, для решения проблемы пригодится опыт Омскэнерго.
Нами накоплен большой практический опыт работы по снижению потерь. Если говорить о технических мероприятиях – это установка выносных приборов учета электроэнергии, монтаж самонесущего изолированного провода на линиях электропередачи и т.п. Способов много, но цель одна — снижение потерь электроэнергии, а значит – и темпов роста тарифа.
Высокую эффективность приносят такие мероприятия, как регулярные рейды специалистов по выявлению случаев безучетного потребления электроэнергии, введение для своих работников ответственности, вплоть до уголовной, за случаи укрывательства фактов воровства электроэнергии или сговора с энерговорами. Кроме того, высокий эффект приносит прямое общение с потребителями. О фактах хищений или коррупции они могут сообщить через интернет-приемную МРСК Сибири по адресу www.mrsk-sib.ru или Омскэнерго по адресу www.omskenergo.ru, либо в ходе прямой телефонной линии с директором филиала МРСК Сибири – Омскэнерго. Такие линии проходят ежемесячно, они анонсируются на корпоративном сайте Омскэнерго и в прессе. Номер телефона прямой линии – (3812) 28-70-98.
— И все же, как мне кажется, омский муниципалитет попытается удержать электросетевой комплекс в сфере своего влияния…
— В настоящее время муниципальный электросетевой комплекс находится в кризисе, он испытывает очевидные трудности с финансированием. У МПЭП «Омскэлектро» нет средств не только на развитие, но и на финансирование ремонтных программ. На мой взгляд, если оставить все как есть, – это тупиковый вариант. Предприятие испытывает проблемы с финансированием ремонтных программ, и я не уверен, что муниципальные сети удастся подготовить должным образом к зиме. В вопросе консолидации сетей мы рассчитываем на поддержку нового мэра Омска, избранного 17 июня, и депутатов нового состава горсовета. Думаю, менеджмент МПЭП «Омскэлектро» тоже понимает, что перед нами стоит общая задача по надежному и эффективному энергоснабжению омичей. Надеюсь, что совместно с новым руководством города Омска и депутатами нового состава горсовета мы найдем оптимальное решение и реализуем его в кратчайшие сроки, без ущерба для потребителей.
— Бесхозяйными сетями в самом городе Омске вы будете заниматься?
— Безусловно, консолидация бесхозяйных сетей должна стать одним из главных направлений нашей совместной деятельности с городской администрацией и горсоветом.
— А каковы перспективы консолидации активов других территориальных сетевых организаций, количество которых, как вы говорили, приближается к семидесяти?
— Мы готовы вести диалог о совместной работе со всеми без исключения. Варианты могут быть любые – аренда сетей, покупка, доверительное управление и так далее. Мы готовы рассматривать любой вариант, который соответствует действующему законодательству, чтобы решить главную задачу, постановленную федеральным правительством, – обеспечить надежное и качественное энергоснабжение потребителей.