Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

НОВОЕ ПРИШЕСТВИЕ «ПЯТЕРОЧЕК»

27 июня 2012 12:29
0
2335

Федеральная антимонопольная служба дала положительный ответ на ходатайство московской компании Х5 о приобретении розничной сети «Холидей». Если сделка состоится, как это скажется на рыночной ситуации, на экономике региона и на его жителях?

Х5 будет прирастать Сибирью

Информация о том, что федеральная компания «Х5 Ritail Group» (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка») намеревается приобрести сибирскую сеть «Холидей», в первый раз появилась в СМИ еще в 2009 году. Тогда Х5 предлагала владельцам «Холидея» отдать сеть, а взамен получить по пакету акций Х5. Сделка не состоялась, не договорились. Но Х5 не оставила притязаний на сибирский рынок. Для «Холидея» наступили тяжелые времена, и Москва снова готовит предложение, от которого сибиряки уже не смогут отказаться. И это несмотря на то, что чуть больше года назад при вступлении на должность генерального директора Х5, Андрей ГУСЕВ провозгласил новую политику компании, согласно которой она не будет больше заниматься приобретением чужих сетей, а будет строить магазины сама и сливаться с международными компаниями вроде Metro или Migros… Но ни о каком слиянии с тех пор ничего не слышно, а показатели сети падают, как следствие, дешевеют бумаги на Лондонской бирже. Аналитики объясняют это тем, что в связи со сменой руководства сеть переживает период адаптации.
Упорство, с которым Х5 пытается заполучить «Холидей», понять не трудно. По состоянию на март 2012 года компания «Холидей» включала 219 магазинов в Сибирском федеральном округе (Новосибирская, Омская, Кемеровская, Томская области и Алтайский край), работающих под брендами «Холидей Классик», «Сибириада», «Кора», «Палата», «Турне». Общая площадь объектов, находящихся под управлением группы — почти 130 тыс. кв. метров. По оценке Х5, в 2011 году «Холидей Классик» являлся десятым по величине продуктовым ритейлером в России с выручкой $ 994 млн.
Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Имперские амбиции Х5 понятны, но зачем же владельцам «Холидея» продавать такой выгодный бизнес? В пресс-службе «Холидея» ситуацию комментировать отказались. Сказали, что раз сделка еще не состоялась, то и говорить не о чем. Отказались рассматривать даже теоретический вариант развития событий. Но и без их комментариев мотивы, по которым приходится продавать «Холидей», не являются тайной за семью печатями. В этом году заканчивается срок жизни фонда Russian Retail Growth Fund (RRGF), которому принадлежит блокирующий пакет акций «Холидея». Фонду придется рассчитываться с инвесторами, и единственный выход в этой ситуации –продажа сети. Самостоятельно рассчитаться с фондом «Холидей» не сможет: как большинство ритейлеров, он сидит на кредитной игле, все имущество в залоге в банках… По информации, полученной от источника, приближенного к руководству «Холидея», у сети семь млрд рублей кредиторской задолженности перед банками.
Ответ на вопрос, сколько может стоить сибирская сеть, не удалось получить ни в Х5, ни в «Холидее». Аналитики оценивают ее примерно в 800 млн долларов исходя из показателя EBITDA -сети. Вот это «примерно», вероятно, и является сейчас главным предметом переговоров между продавцом и покупателем.
Первая попытка
Успех интеграции федеральных сетей в новые регионы во многом зависит от способности их менеджмента подстроиться под особенности местного рынка. У формата «Пятерочка» на омском рынке с этим проблем возникнуть не должно. Во-первых, формат достаточно универсален – мало кто из экспертов сомневается в его конкурентоспособности. Во-вторых, хорошо известен местному потребителю: в свое время омский франчайзи сети «Пятерочка» (компания «Партнер-Ритейл») за три года, с 2005 по 2008, прогрессировал с ноля до 70 магазинов и уверенно занял первую позицию омского продовольственного ритейла. Дальнейшему развитию сети помешал кризис.
Тогда, в 2009 году, Х5 предприняла первую попытку заполучить собственные магазины за Уралом. Уже даже было заключено соглашение, согласно которому «Партнер» передавал Х5 29 магазинов. (Это, кстати, очень характерно для политики Х5 – выкупать сети у своих бывших франчайзи, что само по себе очень логично, меньше затрат на ребрендинг.) Единственным условием было то, что новый владелец должен полностью рассчитаться по долгам сети. Общая сумма задолженности составляла тогда порядка полумиллиарда рублей, то есть каждый магазин обошелся бы Х5 в 18,5 млн рублей. Очень недорого. Это при том, что годовой оборот одного магазина на тот момент составлял больше полутора миллионов долларов. Но в сделку тогда вмешалась компания «Акция», принадлежащая небезызвестным Андрею ГОЛУШКО и Сергею КАЛИНИНУ. Акционеры «Пятерочек» решили расторгнуть предварительное соглашение с Х5 и отдать магазины «Акции» на похожих условиях… Чем дело кончилось, многие помнят: магазины перешли к «Акции», но расчетов ни по долгам, ни перед акционерами «Акцией» произведено не было. Новые собственники переименовали магазины в «Килограмм» и предложили поставщикам строить отношения с нуля. А потом почему-то решили избавиться от этих «Килограммов», которые вдруг стали лишними, и перепродали магазины «Холидею».
Олег МКРТЧЯН, главный акционер «Партнера», так прокомментировал эту ситуацию: «Когда у омской «Пятерочки» возникли проблемы, компания Х5 отозвалась немедленно и включилась в решение сложной задачи сохранения крупнейшей в регионе сети. Но в связи с вмешательством «Акции» этот проект не был доведен до благополучного завершения. В результате работники и контрагенты «Пятерочки» пострадали, а «Акция» заработала при перепродаже бывшей омской сети «Холидею», по слухам, 200 миллионов рублей. Сейчас же происходит то, что должно было случиться еще в 2009 году. Думаю, что магазины «Пятерочки» будут популярны в Омске качественными продуктами, удобным месторасположением и низкими ценами, а также наличием широкого ассортимента продукции омских производителей и поставщиков на своих полках».


Чего ждать региону?


У Х5 сильные технологии продаж, отлаженная логистика, но потребуется время на интеграцию в сибирский рынок, а это как минимум год-два. После этого влияние нового игрока станет более заметно. Но принципиально ничего не изменится, Х5 ведь не собирается открывать новые магазины, возможно, даже закроет кое-какие убыточные. А в Омске всего 40% розничной торговли приходится на торговые сети, для сравнения в соседнем Новосибирске – 60%. Возможно, пострадают наименее гибкие и цивилизованные форматы, такие, как рынки, мини-рынки и ярмарки.
Большинство экспертов в связи с приходом Х5 на сибирский рынок предрекают лучшее будущее для конечного потребителя. Усиление конкуренции должно и цену товаров снизить, и повысить их качество. Оттока средств из местного бюджета тоже ожидать не приходится. Все налоги ритейлеры должны платить в бюджеты регионов, в которых функционируют. Юрлицо, на которое оформлены магазины Х5,прописано на Багамских островах, но это вовсе не означает, чтооно избавлено от налогового бремени. Да, оффшоры часто регистрируют для того, чтобы не платить налог на прибыль, но с Багамами не та ситуация. Предприятия, зарегистрированные там, подлежат двойному налогообложению: и нашему, и багамскому… Так что, если у Х5 дела в Сибири пойдут хорошо, регион только выиграет.


МНЕНИЯ

Виктор ШКУРЕНКО, директор торгового дома «ИП ШКУРЕНКО»:
– Три месяца назад я общался со СКОРОХОДОВЫМ (Николай СКОРОХОДОВ, председатель совета директоров торговой сети «Холидей» – прим. ред.) он тогда не собирался продавать «Холидей». Рисовал перспективы развития сети. Если сеть купит Х5, я не думаю, что что-то серьезно изменится на рынке. Сколько магазинов на тот момент будет у «Холидея», столько же и останется у Х5. Нам, поставщикам, конечно, с ними станет работать сложнее, у них своя логистика – появятся свои товары. Но скоропорт все равно будем поставлять мы. Конкуренция, конечно, вырастет, но большой опасности для несетевых магазинов я тоже не вижу. И вообще, конкуренцию я приветствую, от нее покупателю только лучше становится… Кроме больших плюсов у больших сетей есть и большие минусы: небольшой ассортимент, меньше внимания особенностям местного рынка. Им всегда можно будет что-то противопоставить.

Андрей ШАРКЕЕВ, директор по маркетингу торговой группы «Наш магазин»:
– Технологи у Х5, конечно, сильнее, чем у «Холидея». Если москвичи придут, то они придут со своим брендом «Пятерочка». А этот бренд в Омске уже дважды закрывался, так что доверие к нему у населения подорвано. Это усложнит период интеграции. Но конкуренция все равно вырастет, это коснется в первую очередь несетевой торговли, которой придется принимать более цивилизованный вид. Местным сетевикам опасаться нечего – омскому рынку до насыщения далеко, можно еще открывать и открывать магазины.

Арсен ПОНОМАРЕВ, директор сети экспресс-гипермаркетов «Нова-тор»:
– После ухода ХАСИСА (Лев ХАСИС, бывший главный исполнительный директор X5 Retail Group – прим. ред.) «Перекрестки», например, стали скучнее. Я там минералку как-то найти не смог – какие-то провалы в логистике. Что касается «Холидеев», они так и не прижились в Омске, как неудачно пересаженная печень. Не подходит их формат для нас, и смотрятся они поэтому каким-то инородным телом. Вот «Ашан» и «Лента», например, вписались удачно, нашли своего покупателя, а «Холидеи» нет. После прихода Х5 на омский рынок у местных поставщиков, да, объемы упадут. Те, кто поумнее, диверсифицируют бизнес, как, например, ШКУРЕНКО, который активно развивает свою сеть магазинов «Низкоцен».



Алексей Брусницын 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.