«Город глядит на нас изо всех глазниц».
Юлия ЗОНИС
Боевой шлюп «Арго»
Серия «Амальгама»
М.: Астрель, 2012 год. — 384 стр.
Тираж 3 000 экз.
О новом романе Юлии ЗОНИС «Инквизитор и нимфа» «КВ» уже писали 30 мая (см. «В сумерках»). Теперь вот сборник рассказов и повестей: итог, можно сказать, творческой деятельности – от первой печатной публикации «Любовь и голуби» в 2005 году до «Дела Евы Браун» 2011 года. Юлия ЗОНИС пишет странно и атмосферно, поэтому, наверное, и любима Максом ФРАЕМ, неизменно включающим ее произведения в свои концептуальные антологии. Эти причудливые, с легким налетом сюра, истории трудно уложить в строгую логическую цепь. Их можно сравнить с рассказами из сборника Габриэля Гарсиа Маркеса «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке», но лишенными барочной латиноамериканщины. Как и великому Габриэлю Гарсиа, ей важнее передать настроение, эмоциональную вязь, замесом которой неизменно выступает некая нестандартная сюжетная идея. Нередко имеющая корни не в российской, а западной литературе.
Возьмем, к примеру, «Птицелов»: две параллельно развивающиеся и пересекающиеся истории. Мы узнаем, что некогда каждому ребенку при рождении давали зерно, из которого вырастала птица. «Это не совсем душа. Не по-церковному. В общем, птица – это сам человек, какой он внутри есть, настоящий… Воробьи, синицы – это у кого попроще. У купцов – куры, фазаны, бекасы. У королей и князей были орлы, соколы, ястребы». А из черного, последнего в мешке продавца зерна вырастал птицелов. Очень похоже не деймонов Филиппа ПУЛМАНА в «Золотом компасе». Впрочем базовое произведение сборника — «Боевой шлюп «Арго» — вещь умная и горькая. Она выросла из слов сына Одиссея одноименной поэме Гомера: «Счастлив я был бы, когда бы родителем мне приходился/ Муж, во владениях своих до старости мирно доживший». Так оно и произошло: Одиссей не участвовал в Троянской войне, но счастья Телемаку это не дало. И вот уже внук Одиссея в вместе с друзьями в поисках ушедшего за Золотым руном отца плывет на «Арго» при жестком дефиците солярки, по послевоенному миру, где герои Эллады обезгероились: Геракл делает педикюр, Язон разводит почтовых голубей, Ахилл снимается в кино.