Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Strategy Partners Group поставит Омской области диагноз

25 июля 2012 12:19
0
1913

В минувший четверг, 19 июля, состоялось первое рабочее совещание по разработке стратегии развития Омской области, на котором руководители привлеченной с этой целью консалтинговой компании Strategy Partners Group рассказали омским властям всех уровней и крупному бизнесу, что именно будет сделано в ближайшие четыре месяца. Озвучили консультанты и предварительную оценку ситуации в экономике региона. По ряду ключевых показателей, которые используются для оценки экономики, Омская область не смогла прорваться выше среднероссийского уровня, а во многих отраслях ситуация и вовсе неблагоприятная. Впрочем руководство Strategy Partners Group видит в этом и позитивные моменты.

— Омская область – это одна из областей, где потенциал значителен, — считает управляющий партнер Strategy Partners Group Александр ИДРИСОВ. — Безусловно, перед нами стоит крайне непростая задача. Но поводов для пессимизма нет. Чем ниже упали, тем больше открывается возможностей для роста. В Омской области есть что менять и есть что улучшать. Опыт у нас большой в этой сфере. Как в регионах России, так и в других странах. Программа, которая успешно реализуется в Республике Казахстан уже два с половиной года, была разработана тоже нами.

В качестве примера, доказывающего, что от качественной работы региональной власти зависит очень многое, Александр ИДРИСОВ рассказал про Калужскую область, которая в период кризиса 2008 — 2009 годов, когда все падали, прирастала в объемах промышленного производства на 40% в год. На сегодняшний день, по словам консультанта, это единственная территория России, где остро ощущается дефицит рабочих рук, а производительность труда на вновь созданных производствах примерно в 10 раз выше, чем на старых. Не менее интересен, мол, и опыт Ленинградской области, где региональная власть на протяжении последних десяти лет обеспечивала прирост экономики примерно на 17% в год.

— Рост экономики зависит, по большому счету, от двух факторов: либо вы должны создавать новые рабочие места в высокопроизводительных секторах, либо модернизировать существующие, — пояснил Александр ИДРИСОВ. – А главный вопрос, на который нужно ответить: какие у Омской области точки роста, какие кластеры необходимо развивать, на какие рынки вы будете ориентироваться. Я знаю, что слово «кластер» стало уже ругательным в Омской области, но от этого слова вы не сможете отойти, поскольку кластерная модель развития территорий действительно работает. И работает во всем мире.

Предварительные оценки текущего состояния экономики Омской области озвучил партнер Strategy Partners Group Алексей ПРАЗДНИЧНЫХ. Судя по данным из исследовательского доклада, в котором консалтинговая компания оценивала инвестиционные возможности 40 российских регионов (презентация доклада состоится в сентябре на инвестиционном форуме в Сочи), хвастаться нам нечем. По ключевым показателям (ВВП на душу населения, уровень занятости и динамика иностранных инвестиций) Омская область не смогла подняться выше среднероссийского уровня. Условия ведения бизнеса (инфраструктура, энергетика, доступность земли и недвижимости, человеческие ресурсы, административные барьеры, финансовый сектор, инновации) у нас тоже весьма средненькие в сравнении с другими регионами. Да и конкурентоспособность почти всех отраслей омской экономики в масштабах страны тоже невысока. Относительно конкурентоспособными в национальном масштабе можно считать только два омских кластера – нефтехимия и ликероводочное производство. А самая главная проблема, мешающая, по мнению омских предпринимателей, развитию бизнеса в регионе – нехватка персонала требуемой квалификации.

Рассказал Алексей ПРАЗДНИЧНЫХ и о том, чем будут заниматься специалисты Strategy Partners Group в ближайшие четыре месяца.

— Первый этап – разработка концепции и непосредственно самой стратегии, — пояснил консультант. — Я бы сравнил в этой части нашу работу с профессией врача. Да, у каждого врача имеются стандартные наборы лекарственных средств на все случаи жизни, но самая ответственная его задача – постановка правильного диагноза. У нас тоже есть лекарство. Но какое именно лекарство будет выбрано – это зависит от диагноза омской экономики.

В рамках первого этапа консалтинговая компания проведет масштабный социологический опрос населения, необходимый для выявления ключевых социальных проблем, далеко не всегда очевидных для региональной власти.

— Исходя из нашего опыта, администрации регионов и профильные департаменты ни разу не смогли угадать проблемы, которые действительно волнуют население, — подчеркнул Алексей ПРАЗДНИЧНЫХ. – Именно поэтому этот опрос является действительно важным инструментом, чтобы стратегия была не декларативной, а ориентированной на реальные ожидания и потребности жителей региона.

Одновременно консультанты Strategy Partners Group проведут серию структурированных совещаний, в которых поучаствуют не только областные чиновники, но и представители омского бизнеса, чтобы в итоге появился набор целевых программ развития приоритетных для региона отраслей экономики.

— Это должна быть не наша, а ваша стратегия, — напомнил Алексей ПРАЗДНИЧНЫХ. – Мы выступим в качестве экспертов, предоставим весь наш опыт, но даже самая лучшая стратегия не заработает без активного участия омского бизнеса. Наиболее успешные стратегии получались, когда бизнес и власть садились за один стол и принимали совместные решения.

Итогом первого этапа станет формальный документ – программа социально-экономического развития территории, который, по словам Алексея ПРАЗДНИЧНЫХ, не стоит недооценивать. Один из регионов Казахстана, с которым работала Strategy Partners Group, за первые полтора года реализации программы из самого депрессивного в стране превратился в лидера по темпам роста экономики. Правда, были и другие примеры, когда самые хорошие стратегии оставались либо декларациями о намерениях, либо реализовывались частично. Чаще всего в число неудач, по словам консультанта, попадали регионы, где менялась региональная власть.

У омского проекта, который сформулируют в Strategy Partners Group, будет и уникальная составляющая. Стратегия развития Омской области, по словам Александра ИДРИСОВА, получит дополнительный раздел, предназначенный для Сбербанка России и других финансовых институтов, которые захотят поучаствовать в финансировании региона.

— Безусловно, одна из главных проблем региональных экономик – это ограниченный доступ к финансовым ресурсам, к капиталу, — считает Александр ИДРИСОВ. — Чтобы обеспечить рост, необходимо иметь мощную финансовую поддержку.




 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.