Как стало известно «КВ», в Омском региональном Фонде поддержки и развития малого предпринимательства готовится к выпуску сборник для предпринимателей под рабочим названием «Типичные ошибки: как их избежать».
Идея публикации такого практического пособия на каждый день возникла в результате ряда совещаний с контрольно-надзорными органами, органами власти по вопросам взаимодействия с малым и средним бизнесом. Суть задачи – дать ответы на самые проблемные, часто возникающие у предпринимателей вопросы, причем не из третьих рук, а от первого лица. Именно поэтому Фонд привлек к составлению сборника около двух десятков организаций и учреждений.
Перечень поднимаемых в сборнике вопросов сформирован Фондом по результатам работы горячей линии для предпринимателей, на которую со времени ее открытия поступила масса звонков, адресованных той или иной службе. В Фонде ведется постоянный анализ обращений предпринимателей, ведется выявление тонких мест.
За помощью в формировании сборника Фонд обратился к налоговой службе, Роспотребнадзору по Омской области, ГУЗР по Омской области, Омской таможне, региональному министерству экономики, областной прокуратуре, Омскому отделению Фонда социального страхования РФ, в инспекцию по труду, ГУ лесного хозяйства по Омской области, в МЧС, УВД и прочие организации. Представители каждого из органов участвуют в консультировании предпринимателей, обратившихся за помощью на горячую линию. А в этот раз различные службы дали развернутые ответы на самые распространенные вопросы, составили алгоритмы действий предпринимателя в том или ином случае. В сборнике ответы на вопросы будут публиковаться с комментариями ответственного органа, ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты, практическими советами. В новом сборнике предусмотрено все для повышения функциональности, вплоть до места под заметки на полях.
В рабочем варианте верстки сборник разбит на восемь глав. В первой из них отражены общие принципы ведения предпринимательства, другие главы делят информацию по темам, обеспечивая удобство пользования справочником. Так, в одной из глав обозначены ключевые моменты государственной регистрации, в других — особенности лицензирования отдельных видов деятельности, отдельные аспекты трудовых отношений, есть отдельная глава, посвященная налогам, сборам и другим обязательным платежам. Актуальна глава, в которой рассказывается о важных положениях в части организации и проведения проверок: что такое проверка, какие органы и в каких случаях вправе ее проводить, какие последствия могут возникнуть у предпринимателя по итогам.
Отметим, что всю необходимую дополнительно к данным сборника информацию бизнесмен или управленец сможет в любое время получить, обратившись по телефону горячей линии для предпринимателей. Она функционирует в прежнем режиме, в будние дни в рабочее время.
Тираж сборника — 1000 экземпляров. В Фонде предполагают выпустить сборник уже в сентябре, и до конца года информация окажется на руках у предпринимателей. Сборник будет распространяться бесплатно, через все существующие в регионе общественные организации предпринимателей, которые заинтересованы в развитии бизнеса на территории Омской области. Появятся экземпляры сборника и у всех крупных партнеров Фонда – в контрольно-надзорных органах, в банковских отделениях.
Параллельно со сборником будет распространяться методичка по вопросам банковского кредитования, которая сейчас также готовится специалистами Фонда. Напомним, в 2012 году Фонд совместно с АРП организовал встречу предпринимателей с представителями крупнейших на территории Омской области банков, участники которой обменялись взаимными претензиями и пожеланиями. По итогам этого диалога и будет составлена методичка, которая представит две точки зрения – и банков, и предпринимателей. Представители банков дадут комментарии по поводу того, как оперативнее решить тот или иной вопрос при получении кредита, предприниматели поделятся своим опытом привлечения кредитных средств в развитие бизнеса.
В методичке будут даны рекомендации, как правильно выбрать банк, будет представлена информация о том, какие кредитные продукты существуют, какими критериями нужно руководствоваться при принятии решения (а это и стоимость кредитных ресурсов, и авторитетность банка, и соответствие бизнеса заемщика установленным требованиям и многое другое).
— Мы хотим убедить предпринимателей в том, что для благоприятного разрешения вопроса о предоставлении кредита в первую очередь нужно предоставить банку полную информацию о состоянии бизнеса. В этом мы убедились на своем опыте, работая с малым бизнесом по программе микрофинансирования. Предприниматели нередко тянут с предоставлением документов, не готовы подать сразу полный пакет, а потом высказывают претензии. На наш взгляд, предпринимателям нужно содействовать банку в принятии решения, а значит, образно говоря, приходить в банк как к врачу – рассказывать все как на духу, — комментирует управляющий Фондом Вячеслав ФЕДЮНИН.
В методичке, посвященной взаимодействию малого бизнеса и банков, о своем опыте кредитования расскажут обычные омские предприниматели, которые оказывались в разных ситуациях и не могли получить кредит из-за отсутствия ликвидного залога или по каким-то другим причинам. В ряде случаев в таких, казалось бы, безвыходных ситуациях к разрешению проблемы между предпринимателем и банком подключался Фонд, в котором действует соответствующая программа предоставления поручительства по кредитам малого и среднего бизнеса. Об этом опыте работы малого бизнеса Омска и Омской области можно будет узнать из упомянутой методички уже в сентябре.
Игорь БЕССТУЖЕВ