8 августа управляющий Омским отделением Сбербанка Игорь МЕРКУЛОВ провел пресс-конференцию, посвященную итогам работы отделения за 7 месяцев текущего года. Это был также и личный отчет Игоря Алексеевича о том, что удалось и не совсем удалось сделать за год его работы в нынешней должности.
Главные итоги семи месяцев
Цифры, обнародованные в ходе пресс-конференции, свидетельствуют, что последние 12 месяцев (с 1 августа 2011 года по 1 августа 2012-го) Омское отделение работало весьма успешно: одни показатели планомерно росли, другие – снижались. Так, например, ссудная задолженность юридических лиц увеличилась с 29,8 до 43,8 млрд руб. А вот удельный вес просроченной задолженности этих лиц за тот же срок снизился более чем вдвое – с 7,7% до 3,7% от общего объема кредитного портфеля. Понятно, что произошло это как за счет увеличения портфеля, так и за счет работы по возврату просроченных долгов.
Аналогичная ситуация сложилась и с кредитованием физических лиц. За год клиентам отделения было выдано примерно 63 тыс. кредитов на общую сумму 11,8 млрд руб. Особенно заметным оказался прирост в автокредитовании – в 2,8 раза, а также в потребительском кредитовании — в 2,4 раза. Ипотечных кредитов было выдано в 1,3 раза больше – сказалась серьезная конкуренция со стороны других участников и общая ситуация на рынке недвижимости. В итоге остаток ссудной задолженности по «физикам» за год увеличился с 17,2 до 27,3 млрд руб., а удельный вес просрочки снизился с 2,2% до 1,4%.
Игорь МЕРКУЛОВ считает, что главной причиной столь заметного роста стало изменение методов работы с физическими лицами: «Раньше желающие получить кредит в Сбербанке должны были приходить в банк, сейчас банк сам приходит к ним». То есть автокредиты выдаются в точках продаж, потребкредиты — через агентов на предприятиях, чего раньше не делалось. Повысилась оперативность рассмотрения заявок и оформления кредитов. Свою роль (пусть и не главную) сыграл также рост спроса на эти продукты.
По данным на 1 августа, подразделениями банка в Омской области получена прибыль в размере более 2,7 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем за 7 месяцев прошлого года. А в разные уровни бюджета уже перечислено более 1 млрд руб. налогов – при том, что за весь 2011 год было выплачено 960 млн руб. Однако парадокс — по данным регионального Управления Федеральной налоговой службы, по итогам 2011 года Сбербанк стоял четвертым в числе крупнейших налогоплательщиков Омской области, обеспечивших поступления в территориальный бюджет, а за первое полугодие 2012 года – уже шестым, пропустив вперед себя Транснефть и Российские железные дороги, у которых, похоже, темпы роста доходов оказались еще выше, чем у банкиров.
Что удалось, а что – не очень
Чуть больше года назад в Омском отделении Сбербанка появились первые агенты прямых продаж, которые предлагают продукты банка непосредственно на предприятиях нашего города. В «раскрутку» этого проекта было вложено немало сил, и поначалу были определенные сомнения в успехе этого начинания.
Но теперь уже можно смело сказать, что старания были не напрасны и новый канал продаж себя оправдал. На долю агентов в Омском отделении приходится более 55% всех эмитированных с начала года кредитных карт, порядка 30% выданных потребительских кредитов и более 20% автокредитов.
Есть и еще один повод для гордости. В этом году Сбербанк совместно с компанией MasterCard провел конкурс среди агентов прямых продаж на предприятиях, и Западно-Сибирский банк занял почетное второе место по сети Сбербанка. Особенно приятно, что «в личном зачете» все 3 первых места заняли представители Омского отделения.
Успешно реализуется и еще один проект – переформатирование офисов банка. Было запланировано в нынешнем году капитально изменить 40 из них. На сегодня уже открылись двери 21-го переформатированного офиса, 16 из которых находятся в районных центрах Омской области. Кроме того, в Омске планомерно продолжается выход на «красные линии». В первом полугодии открылось 2 новых офиса – на ул. Ленина и пр. Маркса.
Стоит особо отметить, что новый облик сельских филиалов ничем не отличается от городских: те же проекты, те же материалы, те же требования к уровню комфорта. Что привело к парадоксальным результатам: в городских филиалах очереди сокращаются, в сельских – растут. Людям просто не хочется оттуда уходить…
Проект создания в Омске распределенного контактного центра (РКЦ) осуществляется в соответствии с планом: 1 марта была запущена первая очередь в помещении одного из допофисов, а 16 июля начала работать вторая очередь – уже на основной площадке, в помещении Сити-центра. И на сегодня по количеству сотрудников омский центр стал уже крупнейшим в России. После выхода на проектную мощность (1250 рабочих мест, 2495 сотрудников) эта площадка будет примерно в 2 раза больше второй по счету, которая находится в Волгограде.
Вступая в должность, Игорь МЕРКУЛОВ обозначил некоторые из своих планов. И вот теперь повинился, что не все удалось осуществить. Например, он по-прежнему недоволен развитием кредитования малого бизнеса в Омском отделении. Хотя результаты достигнуты неплохие: из запланированных на 2012 год 2600 кредитов на сумму 5 млрд руб. к 1 августа выдано порядка 1400 штук (в 1,6 раза больше, чем за тот же период прошлого года) на сумму около 3,2 млрд руб.
Год назад он обещал, что на рынке кредитования физических лиц доля Сбербанка за год увеличится на 5%. Не справились – увеличили долю своего присутствия на региональном рынке на 4,5%. Тем не менее это позволило Омскому отделению занять 10-е место в целом по системе Сбербанка и 3-е место — среди отделений с адекватным объемом рынка и конкуренции на нем.
Еще один показатель, который не устраивает руководителя Омского отделения, — доля операций, совершаемых по картам, в общем объеме розничного товарооборота. В Тюмени она составляет 12%, а в Омске пока только 7%. Понятно, что изменить ситуацию можно только «всем миром». Вклад Сбербанка в общее дело — установка примерно по 500 терминалов каждый месяц.
И еще, разумеется, активная эмиссия карт всех типов: зарплатных, социальных, личных, кредитных. В ближайшее время (ориентировочно — в сентябре) на территории Омской области банком будет эмитирована миллионная карта. Однако ключевой показатель для любого банка – это число не эмитированных, а работающих карт.
Согласно официальной статистике ГУ ЦБ по Омской области из 2,5 млн эмитированных на 1 июля 2012 года карт используется меньше половины. Правда, среди «кредиток» активных карт больше 50% (хотя и ненамного). По данным Омского отделения Сбербанка, доля активных карт колеблется (в зависимости от типа) в пределах 60-75% от числа эмитированных карт данного типа.
Планы и перспективы
Один из важнейших проектов Сбербанка называется «Очередей нет». То есть пока что они, как всем известно, есть. Но банк стремится к тому, чтобы очереди постоянно сокращались. В первом полугодии Омскому отделению удалось достичь планового показателя: добиться, чтобы 85% клиентов обслуживалось быстрее, чем за 15 минут. На второе полугодие поставлена более амбициозная задача: 90% клиентов следует обслуживать не более 10 минут.
Еще одна весьма непростая задача — по итогам года войти в первую пятерку налогоплательщиков Омской области и занять первое место по платежам налога на прибыль. Тем не менее достижение этого результата возможно, если во втором полугодии сохранятся те же темпы роста, что были в первом. Немалую роль в этом деле должен сыграть омский РКЦ.
Уже сегодня сотрудники центра (в соответствии с особым алгоритмом распределения заданий с учетом уровня подготовки) осуществляют достаточно много сложных банковских операций. В настоящее время в банке рассматривается проект по созданию специализированных групп по работе с корпоративными клиентами (прежде всего, малым бизнесом), что требует более высокой квалификации. И омский контактный центр рассматривается как наиболее вероятная площадка для реализации этого проекта – хотя бы в силу своего размера.
До конца года в Омске планируется дополнительно открыть еще 2 офиса на центральных магистралях: ул. Красный Путь и пр. Маркса. Сейчас они находятся в стадии ремонтных и проектировочных работ. Принято принципиальное решение: в городе открывать офисы площадью от 300 кв. м. Помещения меньшей площади будут использоваться в виде исключения там, где клиенту необходимо быстро осуществить несложные операции. Например, рядом с пересадочными остановками общественного транспорта и в других местах с большим клиентопотоком.
Омск попал в список 25 городов, где Сбербанк развивает проект по геомаркетингу. Сотрудники Омского отделения уже отработали все вводные задачи и построили модель идеальной сети Сбербанка в Омске – как по количеству сотрудников, исходя из роста бизнеса, так и по количеству внутренних структурных подразделений (ВСП) и местам, где эти ВСП должны находиться. Проект рассчитан до 2016 года, и не все действующие филиалы вошли в карту идеальной сети.
Осталось еще 16 районов области, в которых необходимо создать офисы нового типа. В некоторых из них работы уже идут, так что до конца года будут переформатированы офисы 2/3 районных филиалов, а с остальными это произойдет в первой половине следующего года.
И, наконец, о том, что НЕ планируется. Недавно в ряде СМИ прошло сообщение о повышении Сбербанком ставок по ипотечным кредитам. Правда, на сайте самого банка написано, что «Сбербанк вводит новые правила установления процентных ставок по жилищному кредитованию и упрощает их применение». Естественно, возникает вопрос: а не последует ли за этим массовое повышение ставок по остальным кредитам банка?
Действительно, в последнее время банком использовалась очень громоздкая система определения процентной ставки по ипотечному кредиту для каждого конкретного заемщика: ставка нелинейным образом зависела от многих параметров. Теперь система стала проще. При этом для одних категорий клиентов ставки остались прежними, для других – выросли.
Как пояснил Игорь МЕРКУЛОВ, сделано это в рамках перехода к оценке кредитного портфеля с точки зрения риска. «Департамент рисков систематизировал все тарифы – и в корпоративном блоке, и в розничном. Некий тариф берется за единицу. и к нему устанавливаются поправочные коэффициенты в зависимости от уровня риска. Где-то, наверное, ставки выросли. Но говорить о том, что это – глобальная система подъема ставок Сбербанком, было бы неправильно», — заявил он.