Продолжение Начало а №24-35
Каждый день примерно в половине пятого на нашу улицу въезжает желтый фургон DHL. Движется он неторопливо и остановки делает практически у каждого крыльца. Припарковавшись, курьер открывает двери фургона, выносит пару-тройку коробок и отправляется по адресатам. И можно держать пари, что среди посылок, которые будут в его руках, будет как минимум одна с логотипом Amazon.
Все в Сети
Немцы всегда любили заказывать товары почтой – среди прочих европейцев в этом им равных нет. Знаменитый каталог ОТТО и сегодня продолжает издаваться стомиллионным тиражом, а ведь кроме него есть и масса других. Но век этих бумажных ветеранов подходит к концу. Каталоги неизбежно сдают позиции под натиском конкурентов из Интернета. Великий и ужасный Amazon.com завоевал немецкий рынок практически без боя.
Логистика «Амазона» в Германии отлажена изумительнейшим образом. Товар, заказанный вечером, будет у вас уже на следующий день. При этом в большинстве случаев доставка бесплатная, цена – ниже, чем в обычных магазинах, а если что-то не понравится, вернуть покупку можно будет так же легко, как и заказать.
Неудивительно, что все большее число покупок совершается через Сеть. Несколько лет назад «Амазон» начинал с книг и DVD, а сегодня через него покупают телевизоры, велосипеды и вино. Дошло до того, что начали возмущаться экологи – с ростом торговли почтой растут и горы мусора, а машины служб доставки увеличивают эмиссию углерода. Амазон называют монстром и анакондой, заглатывающей все на своем пути. Но пока эти опасения тонут в восторгах тех, кто распробовал удобство онлайн-покупок.
А ведь еще есть аукцион Ebay – еще один титан интернет-торговли. Да и другие сети подтягиваются. Немцы подсчитали, что сегодня человек может обеспечить себя всем необходимым, вообще не выходя из дома, при этом денег и времени он потратит меньше. Но это удар по обществу, возмущаются эксперты, мы выращиваем поколение, которое замкнется в четырех стенах. А когда-то каждый поход в магазин становился для человека важным событием. Это был не бездушный обмен денег на товары – здесь узнавали новости и общались с соседями.
Рождественские базары
Нельзя обойти вниманием и рождественские базары. Это совершенно особая европейская традиция. Открываются они в конце ноября – на рыночных площадях вырастают настоящие городки с рядами маленьких магазинчиков и лавок, каруселями и павильонами, в которых разливают главный зимний напиток — глиннвейн, или по-немецки глювайн. Базары – главный зимний немецкий туристический аттракцион, но вот гостям из России, увы, далеко не всегда удается понаблюдать его во всей красе. Дело в том, что почти все базары сворачиваются перед Рождеством – 23-24 декабря, а когда у нас начинаются длинные новогодние каникулы, рыночные площади в Германии уже пусты. Так что тем, кто захочет увидеть немецкую рождественскую сказку, придется пожертвовать корпоративами и приехать пораньше. Впрочем, уверяю, что оно того стоит.
Наконец, еще одна форма рынков, которые появляются в центре городов всего на несколько дней, собирая массу покупателей. Это ярмарки ремесленников. По ассортименту они чрезвычайно напоминают те, что открываются в Омске на день города. Но кроме продажи вещей такие ярмарки в Германии – всегда своеобразный мастер-класс. Кузнецы не просто предлагают всякие кованые штуковины – у них работает настоящая кузница и можно самому попробовать себя в роли молотобойца. Так же поступают резчики по камню, художники, гончары, ювелиры и так далее. Поэтому к ремесленникам ходят семьями с детьми, не только и даже не столько за покупками, а для развлечения.
Имя – главная реклама
Над палаткой каждого ремесленника будет обязательно гордо написана его фамилия. Это в Германии считается нормой для предпринимателя, чем бы он ни занимался. В девяти из десяти случаев человек, начиная собственное дело, сделает брендом собственную фамилию. Так поступают владельцы магазинов, парикмахерских, ресторанов и автомастерских, врачи, адвокаты, налоговые консультанты и представители множества других профессий.
Любой профессионал здесь понимает, что имя – это его репутация. Хороший немецкий стоматолог никогда не будет прятаться за вывеской типа «супер-пупер-дент», понимая, что она лишь отпугнет посетителей. Вместо этого он просто повесит табличку «доктор Клаус Мюллер». Этот постулат настолько прочно врос в местную деловую культуру, что на него не могут посягнуть никакие новации маркетинга, брендинга и нейминга.
Каждый начинающий немецкий предприниматель, открывая магазинчик или бюро, лелеет мечту, что когда-нибудь его фамилия будет звучать так же громко, как Сименс, Бош или Даймлер. А не выйдет у него – передаст по наследству детям, чтобы они продолжили развивать в прямом и переносном смысле фамильное дело. Немцы знают, что большинство крупнейших национальных концернов либо выросли из семейного бизнеса, либо продолжают им оставаться.
Последние из могикан
Гуляя по улочкам немецких городов, вдалеке от центральных площадей еще можно встретить маленькие магазинчики со всякой всячиной – продуктами, безделушками, книгами. Иногда на их вывеске будет не просто имя владельца, но и надпись Tante Emma Laden – лавка тетушки Эммы. Но вряд ли вы найдете внутри женщину с таким именем. Это собирательное название для всех подобных заведений. Такие магазины, как правило, содержит один человек или семья, причем часто на протяжении нескольких поколений. Клиентура у них небольшая, зато очень лояльная – жители окрестных домов. Все они прекрасно знают хозяев и заходят к ним не только и не столько за покупками, а прежде всего пообщаться, обсудить последние местные новости и просто выпить кофе.
Никакой конкуренции супермаркетам тетушкины магазинчики, разумеется, составить не могут, прибыли особой не приносят, наемных работников в них тоже практически никогда не держат. Но роль у них в городской среде очень важная, и местные власти опекают их и стремятся поддерживать на плаву. Увы, традиция понемногу умирает – старые владельцы уходят от дел, а их детей перспектива провести жизнь за прилавком не воодушевляет. Бизнес выкупают иммигранты, и лавки тетушки Эммы превращаются в магазинчики дядюшки Мехмета.
Здесь Русью пахнет
Ну или магазинчики дядь Миши – такое тоже бывает. Первое, чем обзавелась русскоязычная община в Германии, – это своей торговлей. Продают здесь все, чего не хватает истосковавшимся по отечеству: пельмени, икру, семечки, сгущенку, матрешек, воблу, газету «Аргументы и факты» и банные веники. Оказалось, что очень многие из уехавших так и не смогли смириться с отсутствием в капиталистическом товарном раю всех этих крайне важных вещей. И хоть русского в докторской колбасе из таких магазинов только буквы, а делается она в Германии из немецкого же мяса, но находятся те, кто предпочитает ее всем местным деликатесам.
Первое время мы посмеивались над такими людьми. Но со временем заметили, что сами начали иногда заскакивать в «Сибирь», которую держат новосибирцы Таня и Сережа, или в «Микс Маркт» — один из магазинов первой русской сети продовольственных мини-маркетов в Германии. «Жигулевское», как некоторые прочие, правда, пока там не покупаем. Но вот нормальную минералку у немцев, например, продают только в аптеках, а все, что в магазинах, по вкусу напоминает воду без сиропа за копейку из советских автоматов. В русском же можно купить боржоми. Или овсяное печенье – ничего похожего у местных мы так и не нашли. Да и свежую книжку Акунина пока из России почтой пришлют, вечность пройдет, а в русском магазине она есть.
Ну и, положа руку на сердце, просто иногда хочется услышать от кассира не «Danke», а «спасибо».
Продолжение Следует
Виталий ВОЛОДИН