27 сентября мэр Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ подписал проект реформирования сети городского пассажирского транспорта, который представил на коллегии директор департамента транспорта администрации Омска Олег ОСИНСКИЙ. Предполагается, что в Омске будет организована единая городская маршрутная сеть, которая поставит муниципальный транспорт и частных извозчиков в равные условия. Частники и муниципалы будут участвовать в конкурсе, а победители выйдут на объединенные маршруты. Проект предусматривает замену всех «газелей» на автобусы большей вместимости к 2016 году. Как пояснил ОСИНСКИЙ, единая городская маршрутная сеть будет введена для упорядочения перевозок и нормализации обстановки на дорогах в Омске, поэтому она будет управляться из единого диспетчерского центра и соединит в себе муниципальных и коммерческих перевозчиков.
19% городского транспорта будет списано
На сегодня, по подсчетам департамента транспорта, пассажирские перевозки в Омске осуществляют около 1 тысячи муниципальных автобусов, 201 троллейбус, 95 трамваев и 3 200 частных маршруток, преимущественно «газелей». Контроль за работой пассажирского транспорта по маршрутам социальной маршрутной сети производится с помощью аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС. ОСИНСКИЙ отметил увеличение числа транспорта с истекшим сроком эксплуатации: третья часть городских автобусов, 70% троллейбусов, 98% трамваев, более 40% коммерческого транспорта. В настоящее время собираются списать 93 автобуса, 20 троллейбусов, 2 трамвая — это 19% городского пассажирского подвижного состава. При этом, по словам ОСИНСКОГО, за счет перераспределения состава на маршрутах, увеличения коэффициента использования парка транспортных средств выпуск подвижного состава на маршруты останется без изменений.Маршруты частного (их 132) и муниципального транспорта (около 90) часто пересекаются, но не совпадают. После введения единой сети и «газели», и автобусы, как заверил ОСИНСКИЙ, будут ходить по одним и тем же маршрутам, без сокращения каких-либо коммерческих маршрутов.
Попросят РЭК поднять тариф
По данным начальника дептранспорта, за 6 месяцев 2012 года в Омске себестоимость поездки одного пассажира в автобусе составила 16 рублей 35 копеек, а в троллейбусе и трамвае — 17 рублей 10 копеек. ОСИНСКИЙ сравнил эти суммы с теми, что получились в Новосибирске и Екатеринбурге, — 24 рубля в автобусе, в Челябинске — 22 рубля. Сегодня, по его словам, городские автотранспортные предприятия стремятся снизить свои производственные и административные расходы, а также собираются в октябре обратиться в РЭК с просьбой пересмотреть предельный тариф на 2013 год. Директор департамента финансов и контроля Инна ПАРЫГИНА поинтересовалась, как будет образовываться тариф в единой транспортной сети — по каждому маршруту отдельно? И как будет проходить субсидирование в связи с этим? Она предложила маршруты, где коэффициент загрузки больше 0,6%, не субсидировать.
— Вопрос очень тяжелый. У нас город уникальный, с большой протяженностью, поэтому возможно, что нам придется его еще и на тарифные участки разбивать, — ответил начальник городского департамента транспорта.
Единая городская маршрутная сеть, как сообщил ОСИНСКИЙ, будет включать в себя 204 автобусных маршрута, где будет работать 1821 автобус большой пассажировместимости, 10 троллейбусных маршрутов — 137 единиц техники, 6 трамвайных маршрутов— 66 единиц.
— Единая маршрутная сеть предполагает замену 3 200 маршрутных такси на 1067 автобусов большой вместимости. У нас в городе произойдет замена трех «газелей» на большой автобус или двух «газелей» на автобус средней вместимости. И тем самым количество подвижных единиц уменьшится вдвое-втрое, а провозная способность увеличится. При этом интервал движения будет 12 минут, в то время как сейчас он равен 16 минутам. Проездные билеты и льготы будут действовать как в муниципальном транспорте, так и в частном, – рассказал Олег ОСИНСКИЙ.
Он также сообщил, что будет изменена структура департамента транспорта — сокращены должности, в том числе главные, что позволит снизить расходы бюджета на 2 млн рублей в год. Заместитель мэра Омска, директор департамента финансов и контроля Инна ПАРЫГИНА предложила обратиться в региональное министерство труда и соцразвития и предложить ему принять решение не устанавливать дорогостоящие ридеры для пластиковых карт льготников, а вместо этого монетизировать льготы, чтобы граждане самостоятельно выбирали, на каком виде транспорта им ездить. На что ОСИНСКИЙ ответил, что транспортникам действительно было бы проще, если бы прошла монетизация льгот. Первый вице-мэр Омска Юрий ГАМБУРГ поинтересовался насчет создания Единого центра управления дорожным движением. ОСИНСКИЙ ответил, что такой центр должен быть, тем более что в других городах они уже давно есть. В Омске назрели проблемы согласования парковок, регулирования перекрестков и т. п. ОСИНСКИЙ предложил создать такой центр на базе своего департамента, а мэр ДВОРАКОВСКИЙ рекомендовал ему в течение месяца разработать его структуру.
Конкурс, контракт, кредит
И муниципальным предприятиям, и индивидуальным предпринимателям придется пройти процедуру конкурса. Контракт с победителями будет заключаться на 10 лет. В условиях конкурса будет заложено, чтобы транспортные средства были оснащены системой ГЛОНАСС или ее аналогами (в муниципальных автобусах подобная система уже есть). Такая мера необходима для единого контроля над всеми пассажироперевозками. Особым условием для частных предпринимателей, желающих работать в Омске, станет замена машин малой пассажировместимости (сейчас это в основном «газели») на автобусы средней и большой пассажировместимости. Каждый частник при заключении контракта возьмет на себя обязательство избавиться от «газелей» за 3 года и купить большие автобусы либо за 6 лет — средние.
— Отличительной особенностью конкурса будет мягкость критериев, которые дадут возможность всем желающим получить места в новой транспортной схеме. Мы переговорили с банкирами, они готовы предоставить извозчикам кредиты под 10-летний муниципальный контракт на приобретение больших автобусов, — добавил ОСИНСКИЙ.
Глава Октябрьского округа Михаил ПЕНКИН заметил, что проблема с разворотными площадками в городе может усилиться с появлением еще большего числа больших автобусов. На что ОСИНСКИЙ ответил, что в течение трех лет данная проблема будет решаться.
После подписания проекта мэром он направится на рассмотрение в горсовет. Депутаты должны утвердить единую маршрутную сеть на одном из октябрьских заседаний. В таком случае первые конкурсы пройдут уже в декабре 2012 года, а единая маршрутная сеть начнет действовать уже с 2013 года.