Восьмого ноября состоялась торгово-экономическая миссия киргизской бизнес-делегации в Омскую область, в рамках которой президент Омской ТПП Татьяна ХОРОШАВИНА и вице-президент Киргизской ТПП Рима АПАСОВА подписали новую версию соглашения о сотрудничестве. Напомним, что внешнеторговый товарооборот Омской области с Киргизией в январе — июне 2012 года составил – 4 429,9 тыс. долл. США. Экспорт Омской области в Киргизию составил – 2 378,7 тыс. долл. США, а импорт из Киргизии в Омскую область – 2 051,2 тыс. долл. США. Накануне этой миссии, в октябре, на востоке Китая — в Шанхае обозреватель «КВ» Лев АБАЛКИН встретился с президентом Торгово-промышленной палаты Киргизской Республики Маратом ШАРШЕКЕЕВЫМ. Повод для встречи был, правда, иной. Марата Дуйшебаевича незадолго до того избрали председателем правления делового совета Шанхайской организации сотрудничества.
— Марат Дуйшебаевич, до того как возглавить Торгово-промышленную палату, вы руководили корпорацией «Ак-Марал», созданной на базе Киргизского радиозавода. Чем занимается эта корпорация?
? Строительство, торговля, консалтинг.
— Вы – член совета директоров Межгосударственной корпорации развития. Осуществляются ли в Киргизии какие-либо проекты корпорации?
? Олимпийская база в Среднегорье на берегу Иссык-Куля на высоте 1800 м. Для всех ведущих спортсменов, сборных это мечта — тренироваться на Среднегорье. Потому что таких баз только одна в Испании и одна в Франции.
? В чем участие Межгосударственной корпорации?
? Она будет выступать как соинвестор, как партнер. Предполагается также участие западного капитала.
? Киргизия ведь входит в СНГ?
? Конечно. Думаю, что в ближайшее время в Таможенный союз войдем и, самое главное, в единое экономическое пространство, что важно сегодня для Киргизии, потому что мы маленькая страна с небольшим количеством населения, соответственно, у нас маленький рынок. А о богатстве недр Киргизии на сегодняшний день можно говорить очень серьезно – практически вся таблица Менделеева у нас есть. Сегодня заниматься разработками очень выгодно стало, после того как цены на золото и другие металлы поднялись. Ранее предполагалось, что в Киргизии очень не скоро начнут разрабатываться недра – только после того, как в мире иссякнут легкоизвлекаемые запасы. Но это оказалось выгодным уже сегодня. Кстати, еще о планах Межгосударственной корпорации:самое главное, что намечено на сегодняшний день, – строительство терминала в Киргизии. Логистические пути из Киргизии в Россию могут стать и коридоромдля продукции из Китая. Задачи, которые я буду решать в деловом совете ШОС, переплетаются с теми, которые решаю в торгово-промышленной палате, — как торговлю развивать. Это наиболее быстрый бизнес, наименее рискованный и очень нужный сегодня в межгосударственных отношениях. Если вернуться к вопросу о терминалах, то с киргизской стороны первый такой терминал с соответствующими аппаратурой, лабораториейпрактически готов. Теперь стоит вопрос о логистическом маршруте — Омск ли это будет, Екатеринбург, Пермь или Липецк.
? То есть вы приготовили русло для потоков, логистические услуги, а там уже другие предприятия, организации, фирмы будут их использовать?
? Да, есть уже база, железная дорога, инфраструктура — лаборатории, хранилища, холодильники — в Балыкчи Иссык-Кульской области, где самое начало железной дороги, и потом уже через Бишкек и далее по железной дороге, автомобильным дорогам в Россию. Этот вопрос еще нужно тщательно проработать на межгосударственном уровне.
? Председатель правления делового совета ШОС — это выборная должность?
? Экс-губернатор Иркутской области Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ как председатель правления делового совета ШОС, с 1 января 2013 года переходит на должность генерального секретаря ШОС, а на его место члены совета рекомендовали кандидатуру от Киргизстана, то есть мою.
? Какие планы на этой должности?
? Мы не политики, самое главное для нас, чтобы эти шесть стран — членов ШОС очень активно торговали между собой. И за каждую возможность, которая позволяет улучшить условия для взаимной торговли, надо цепляться. Потом, когда информация о какой-то новой возможности торгового взаимодействия поступает по линии ШОС, по торгово-промышленной палате, даже на уровне межгосударственной корпорации, она гораздо быстрее перешагивает через административные препоны. Когда власти становится понятно, что здесь будет такой-то приличный бизнес, какие-то существенные объемы – ради бога. Поэтому наша задача – способствовать сближению стран-участниц, убирать лишние препоны.
? Так все-таки предполагаете что-то менять в деятельности?
? Ранее деловой совет больше занимался статистикой, и мне понравилось, что на заседании совета, где меня избрали, все единогласно высказались за активизацию: давайте работать как положено, а не прикрываться цифрами по товарообороту стран, которые складываются естественным образом. Если это сделано в рамках нашей работы, то мы конкретно должны показать – да, это ШОСовские дела, а если просто идет взаимная торговля, то неправильно приписывать это себе. В этом плане у нас есть интересные наработки.
? То есть ШОС должна, вы считаете, более важную роль играть?
? Должна. Я когда смотрю, что ШОС – это треть населения Земли, а если страны-наблюдатели все взять — войдут они или нет, но это Индия, Пакистан, Индонезия, Монголия, Афганистан, Иран – это уже полмира железно. А полмира прокормить, одеть, обуть – это не шутка. Есть вещи стратегического характера. Существуют банковские системы, системы коммуникаций, над всем этим надо работать, и активно работать.
? Года два-четыре много говорили про БРИК, но что-то в последнее время уже не так слышно это словосочетание.
? Не так все просто. Все страны, которые входят в БРИК или ШОС, входят и в ряд других союзов – Тихоокеанский, например. Это необходимо учитывать.
? В чем разница атмосферы ведения бизнеса в России и в Киргизии?
? У нас в стране, пожалуй, более лояльные законы для предпринимателей – особенно налоговые, таможенные. А у России есть мощь. Это огромная страна. Количество людей: у вас – 140 миллионов, у нас 5 миллионов, из которых один миллион в России работает. Конечно, у вас бюрократические барьеры гораздо выше. У вас коррупция. Практически все страны СНГ рождены в этой коррупции. Нам ее принесли. Но мы оказались готовы к ней все дружно. Конечно, у вас она представляется более серьезной — не в том плане, что охватила все сферы деятельности, это и у нас есть, а в связи с тем, что у вас финансовая составляющая гораздо выше. У нас тоже началась борьба с коррупцией. Но когда мы говорим коррупция, надо отделить суп от мух. Если к медику идешь, ты идешь бороться за свою жизнь, даже если он не захочет, ты ему все равно что-то всучишь. В качестве благодарности. А у нас их берут и сразу вешают. Впрочем, главное наше отличие от вас все-таки в том, что нас намного меньше. Как говорят в таких случаях: вас столько, что вы, наверное, друг друга в лицо знаете. Шутка шуткой, но соль в ней есть. У нас сильно развито родство, клановость, семейственность, что постоянно не дает возможности властьимущим правильно работать во власти во имя государства.
? Но надо наверно учитывать эти особенности
? А потом, будем говорить, и это касается не только нашей страны, но и России: мы все прожили двадцать лет в новых условиях, но в рынок так и не вошли. У нас нет рынка. Самое главное, что должно быть, – это конкурентная среда, но ее нет. Когда нет конкуренции, нет и движения. Как чуть ли не повсеместно получается в СНГ: кто получает государственную или правоохранительную крышу, тот начинает раздвигать плечи и давить конкурентов. Разве к такому рынку мы стремились 20 лет?
? У Китая что-то же получается в этом направлении?
? Здесь фирма на фирме сидит и фирмой погоняет. И партия им не мешает, хотя имеет мощный административный ресурс. А у нас, в странах СНГ, кто имеет доступ к властному ресурсу, сразу же расчисткой дороги для своей фирмы начинает заниматься: всех потопить и только свою фирму вытащить.
? Китайцы уже и на наши рынки активно заходят.
? Для России миллион-два китайцев — это мелочь, а для Киргизии, когда их двести тысяч, это уже серьезно. Потому что один китаец за десятерых работает.
? Но почему? Неужели это в их национальных традициях?
? Сегодня их полтора миллиарда, когда такая масса народу, чтобы выжить, надо работать очень интенсивно. Они прошли трудный путь и научились за все это время выживать. А за очень короткое время и торговать. Я им всегда говорю: у вас сколько населения, столько же и фирм. Конкуренция жутчайшая. В СНГ такой конкуренции все еще нет.