23 ноября в конференц-зале библиотеки им. А. С. Пушкина состоялось подведение итогов промежуточного этапа ТВ-проекта «21.12. Перезагрузка». Инициатором его выступили телекомпания РЕН ТВ в Омске и ее партнер ООО «ГЭПИ Центр-2». За круглым столом собрались журналисты, представители творческих союзов, общественности, блогеры.
«Омич сегодня отчужден от мирового контекста»
Продюсер РЕН ТВ в Омске, заместитель гендиректора межгосударственной корпорации «Развитие» Сергей ДЕМЕНСКИЙ рассказал, что обратился в ООО «ГЭПИЦентр-2» с просьбой собрать фокус-группу для того чтобы оценить концепцию телепроекта «Омск. Новости 24». Первая реакция фокус-группы — омичей раздражает, когда телевизионщики передают новости со ссылкой на другие страны. Типичный ответ: «Зачем мне знать, что происходит в какой-то Мексике, я там не буду никогда и мне это знание не нужно».
— Мы сделали вывод, что омич сегодня в своем большинстве отчужден от мирового контекста в целом. Поэтому мы решили воспользоваться тем простым информационным поводом, который сегодня эксплуатируют журналисты по всему миру, это тема конца света — для того, чтобы создать культурную провокацию в Омске. Таким образом мы хотим подтолкнуть омичей к обсуждению новых ценностных ориентиров, которые сформировались у них, того, каким они видят вклад Омска в общемировую культуру, к обсуждению общемировых тенденций и проблем. Поэтому мы и попросили ООО «ГЭПИЦентр-2» провести опрос горожан на тему конца света, — пояснил ДЕМЕНСКИЙ.
«Больше всего пессимистов среди госслужащих»
Затем специалист ООО «ГЭПИЦентр-2» Ирина СОЛОВЕЙКИНА рассказала о результатах пилотного социологического исследования «21.12. Перезагрузка», проведенного в начале ноября текущего года. Были опрошены более 1000 омичей в возрасте от 18 лет и старше, 44,4% — женщины и 55,6% — мужчины. По ее данным, на вопрос: «Считаете ли Вы возможным наступление конца света?» — 6,4% опрошенных омичей ответили «дДа» (среди них 4,4% мужчин и 8,3% женщин), 92,4% — «Нет» (среди них 94,6% мужчин и 90,1% женщин), 1,2% — «затрудняюсь ответить». Больше всего пессимистов среди государственных и муниципальных служащих — 7,4%, неработающих пенсионеров — 8,4% и домохозяек — 10,2%.
«Деньги — самое ценное для омичей»
На вопрос: «Что бы Вы захватили с собой в НОВЫЙ МИР? (имеется в виду не материальная культура)» — 21,1% омичей ответили — «Деньги». Ответ «Любовь» оказался всего лишь на втором месте — 19,4%, затем идут «Связи» — 7,6%, «Произведения искусства, литературы» — 4,8% и всего лишь на пятом месте по ценности для омичей оказались «Семейно-родственные отношения» — 4,2%. «Воспоминания, память» взяли бы с собой 2,1%, «Библию» — 0,9%, ничего не взяли бы — 11,7% и затруднились ответить — 20,3%.
На вопрос: «Если Вы бы знали, когда наступит КОНЕЦ СВЕТА, то как бы Вы провели последний месяц?» — большинство опрошенных ответили «С друзьями, на вечеринках» — 32,1%, «В путешествиях» — 26%. Ответ «В семье, с родными и близкими» оказался всего лишь на третьем месте — 18,6%. Нашлись и те, кто готов провести последние дни «в храме, в церкви» — их всего 5,2%. Желающих побыть перед концом света «с любимым человеком» тоже немного — 4,1%. Жаждущих укрыться от апокалипсиса «в винном погребе, в винном магазине, в запое» — 1,7%, «На хоккее» — 1,3%. Радует, что тех, кто «стал бы совершать поступки, недопустимые в обычной жизни, куражиться», — всего 0,5%. Нашлись и совершенно уникальные люди, которые готовы провести последние дни в библиотеке (!), видимо, надеются прочитать все, что не успели за всю жизнь, — таких 0,4%. Отправились бы на необитаемый остров 0,3%, а в психбольницу или дурдом — 0,2%. Затруднились ответить — 8,5%.
Самая страшная фобия омичей — коммунальные проблемы
На вопрос: «Какой из возможных вариантов катастрофы Вы все же считаете наиболее реальным?» — большинство ответило: «Техногенная (развал коммуникационных инженерных сетей и сооружений)» — 21,9%. «Экономический коллапс» — 18,4%, «Массовые политические протесты» — 7,1%, «Религиозные конфликты» — 3,4%, «Угроза терроризма» — 3,3%. Климатических и природных катаклизмов омичи не боятся — их указали всего 0,9% из числа опрошенных. На вопрос, какую территорию захватит катастрофа, каких стран она коснется, большинство опрошенных указало США — 15,5%, затем Китай — 13,8%, Россию — 10,9%, Францию — 5,2%. Самыми безопасными, по мнению омичей, будут Германия — 1,3%, Израиль — 1,1%, Западная Сибирь — 0,4%.
СМОЛИНУ и НАЗАРОВУ не дали бы погибнуть
На вопрос: «В случае глобальной катастрофы кого Вы считаете необходимым спасти (помимо членов своей семьи, друзей и близких) из числа российских и омских деятелей (политики, творческая интеллигенция, руководители, ученые, звезды шоу-бизнеса и т. п.)?» -омичи ответили, что из российских руководителей не спасли бы никого — 40,7%. Из омских руководителей — 2,1% спасли бы Виктора НАЗАРОВА, а 42,6% никого бы не спасли. Из российских политиков спасли бы Олега СМОЛИНА — 5,9%, а 56,2% ответили, что никого бы не стали спасать. Из омских политиков, опять же, больше всех повезло Олегу СМОЛИНУ — его спасли бы 4,9% омичей, а 51,3% ответили, что никого бы не стали спасать. Что касается остальных деятелей, то омичи называли много разных фамилий, которые не набрали достаточно процентов, чтобы их можно было вынести в отдельную группу. Большинство же омичей все-таки отвечали, что никого бы не стали спасать.
Омичи в первую очередь спасали бы оружие
На вопрос: «Если действительно завтра произошла бы катастрофа, что бы Вы спасали в первую очередь? Речь не идет только о материальных объектах» — большинство опрошенных ответили «Оружие» — 18,5% и «Рабочие инструменты» — 16,4%. Произведения искусства бросились бы спасать всего 1,8%. И последний вопрос касался мнения омичей о том городе, где они живут: «Вы лично считаете, что Омск — это...». 38,5% опрошенных ответили, что «Омск — это большая деревня», 19,2% возразили им, что «Омск — это мегаполис», 17,4% назвали Омск «провинциальным городом», а 17,9% вообще затруднились ответить.
Американцы и китайцы больше всего боятся зомби
Директор ООО «ГЭПИЦентр -2»" Вадим ДРЯГИН отметил, что несмотря на то, что исследование всего лишь пилотное, то есть предварительное, к сожалению, уже вырисовывается довольно печальный портрет среднестатистического омича: довольно агрессивно настроенный, с анархичными взглядами, бездуховный, ожидающий от будущего только конфликтов и угроз, придающий значение в основном бытовым вопросам.
— Судя по ответам омичей, самые страшные их фобии носят чисто практический, бытовой характер, а самая ужасная катастрофа, которая может с ними случиться, — это утрата тепла, света, воды и т. п. коммунальные проблемы. Проблемы общемирового, общепланетарного характера — экологические катастрофы, межнациональные или религиозные конфликты и т. п. омичей не волнуют, как и общечеловеческие ценности. Для сравнения, американцы и китайцы больше всего боятся восстания мертвецов из могил, зомби, нападения инопланетян на нашу планету либо природных катаклизмов — подобные опросы проводились разными агентствами по всему миру. А среди европейцев гораздо больше тех, кто бросился бы спасать произведения мирового искусства в случае катастрофы. То, что омичи в первую очередь спасали бы оружие, говорит о том, что мы — ярко выраженные агрессоры. А то, что лишь у 1/5 опрошенных омичей на первом месте стоят семейные ценности, а 1/3 вообще не признает ни одного общественного института, — это очень печально, — считает ДРЯГИН.