Яна ДУБИНЯНСКАЯ
Лестничная площадка.
Серия «Антология мистики и фантастики»
Луганск: Изд–во «Шико», 2011 год. — 448 стр.
Тираж 1 000 экз.
Издательство «Шико» переиздало первые произведения Яны ДУБИНЯНСКОЙ – роман «Лестничная площадка» (написан в 2000-м, опубликован в 2003-м) и сборник рассказов «Три дня в Сиренополе» (выходил в 1999 году на украинском языке). Проблема лишь в том, что начинать знакомство с данным автором с обозреваемого сборника не стоит. Во многом он наивный и ученический. Надо было либо расти все последние 12 лет вместе с ДУБИНЯНСКОЙ, либо читать сегодня с позиции: а как, собственно, начинала лауреат «Странника» (2012) и «Бронзовой улитки» (2010), печатающаяся в «Новом мире». Ростки ее нынешнего прорастания в мэйнстрим были заметны еще тогда: никаких тебе пришельцев, далеких планет и бластеров.
Яна (на самом деле ТатьЯНА) родилась в Феодосии, и в первых написанных ею новеллах ощущается Александр ГРИН. Может быть, с его подачи место действия «Лестничной площадки» — некая зарубежная страна, что несколько сбивает читателя, который по ходу действия незаметно сворачивает в российскую (или украинскую) колею, а потом со всего хода, как на скорости в лежачего полицейского, с недоумением врезается в какие-то американизированные географические наименования. Подчеркнутое пренебрежение автора к научно-фантастическому антуражу показывает даже описание прибора, который открыл полудюжине героев романа иные пути: «квадратный пульт — четыре лампочки, две кнопки и рубильник» (про часть кнопок и лампочек автор на следующей же странице начисто забыла). Впрочем, это чисто условный прибор (просто дань НТР — замена волшебной палочки), который позволяет на лестничной площадке обычного подъезда многоэтажки (сразу же вспоминается «Лестница» Александра ЖИТИНСКОГО) открыть дверь к тому человеку, к которому внутренне ты чрезвычайно желаешь попасть, неважно любишь ты его или ненавидишь. Что, в свою очередь, дает возможность показать нюансы взаимоотношений и характеров: далеко не всегда тот, к кому ты стремишься, стремится к тебе. Как в романе, так и в рассказах еще чувствуется продуманность, схема, конструкция — пока еще плохо скрытые литературным телом, мясом, плотью. Это появится позже.
mif1959