Большая пресс-конференция президента Владимира ПУТИНА, прошедшая 20 декабря в Центре международной торговли в Москве и собравшая более 1000 российских и 200 иностранных журналистов со всей страны, длилась почти 4,5 часа. За это время задать свои вопросы удалось далеко не всем желающим, но корреспонденту «КВ» повезло. Впрочем, по порядку.
Статистика
Зайдя в зал энергичной походкой, ПУТИН сразу же взял зал на абордаж с помощью секретного оружия Росстата – цифр, фигурирующих в отчетах чиновников. Презентационная часть пресс-конференции свидетельствовала о стабильности, и ее, эту самую стабильность, наглядно демонстрировали цифры статистики.
ВВП (Владимир Владимирович ПУТИН) традиционно начал с роста ВВП (валового внутреннего продукта). Как выяснилось, за январь–октябрь текущего года он составил 3,7 процента. На фоне снижения темпов экономического роста в Соединенных Штатах и даже определенной просадки в Китае в целом этот результат является хорошим. Инфляция была в прошлом году самой низкой за последние 20 лет, а в 2012 году (по данным на 17 декабря) она чуть-чуть подросла – 6,3 процента.
Рост промпроизводства снизился почти в два раза (с 4,7 процента, в этом году – 2,7), однако в общем и целом дела в стране идут хорошо, так, больших долгов у страны практически нет, госдолг составляет всего 10 процентов, а среднестатистический россиянин получает в месяц уже 27 607 рублей.
Закон Димы ЯКОВЛЕВА
Однако представители СМИ слушали мини-отчет достаточно вяло. Прессе не терпелось получить долю острых эмоций, и долго ждать не пришлось. Они были выплеснуты уже на первом вопросе.
Журналистка журнала «Сноб» спросила ПУТИНА о запретительных мерах, принимаемых Госдумой в отношении граждан США, желающих усыновить российских детей, то есть о так называемом законе Димы ЯКОВЛЕВА. Считает ли президент такой ответ действительно адекватным и не смущает ли его, что дети, причем самые обездоленные и беспомощные, становятся инструментом в политической борьбе?
Отметим, что флеш-моб «спроси у ПУТИНА про российских сирот» продолжался до конца пресс-конференции. Тема усыновления в разных вариациях всплывала 8 раз, и, несмотря на однотипные ответы президента, заявившего, что он «понимает мотивы депутатов Госдумы и в целом поддерживает закон», пресса продолжала атаковать главу государства актом, призванным стать ответом на так называемый закон МАГНИТСКОГО»
Как выяснилось, в самой свободной стране мира тоже не все в порядке с демократией, и на основании риторики президента ПУТИНА складывалось впечатление, что политические оппоненты его коллеги ОБАМЫ ходят исключительно в кандалах.
— О чем пекутся наши партнеры в Штатах и американские законодатели? О правах человека в наших тюрьмах, в местах лишения свободы. Хорошее дело, но у них у самих там полно проблем, — отметил президент ПУТИН. — Абу-Грейб, Гуантанамо – годами держат людей в тюрьме без предъявления обвинения. Это вообще уму непостижимо. Причем не просто держат в тюрьме без предъявления обвинения, там в кандалах ходят люди, как в средние века. Внутри собственной страны легализовали пытки.
— Вы представляете, что если бы у нас хоть что-нибудь такое было? — удивлялся президент. — С потрохами бы сожрали уже давно! Такую бы развернули по всему миру вакханалию! А там все тихо, тишина. Ведь сколько раз было обещано, что Гуантанамо будет закрыта, а воз и ныне там. Где это? Тюрьма работает. Мы не знаем, может быть, и пытки продолжаются. Эти так называемые секретные тюрьмы ЦРУ. Кто наказан? И нам еще указывают на то, что у нас какие-то проблемы есть. Ну да, спасибо, мы знаем. Но принимать на этой основе какие-то антироссийские акты – это запредельная вещь, не спровоцированная ничем с нашей стороны.
Остров ПУТИН
В итоге все мероприятие прошло под знаком антиамериканской риторики, которую периодически разбавляли вопросы из регионов, смотревшиеся на фоне обострения антиамериканских настроений довольно блекло и постно. Правда, дозу оптимизма периодически впрыскивали многочисленные приглашения, адресованные президенту ПУТИНУ. Представители СМИ звали на рыбалку в свои регионы, всерьез приглашали посетить праздник добычи 200-миллионной тонны угля в Кузбассе и советовали объявить следующий год Годом пенсионеров. Достигший официального пенсионного возраста ПУТИН к предложению отнесся спокойно.
Но в этом формате всех переплюнул житель Сахалинской области, представлявший издательский дом «Губернские ведомости» Владимир СЕМЕНЧИК. Он предложил назвать именем ПУТИНА один из островов Южных Курил. По лицам сидевших рядом журналистов было видно, что если после мероприятия СЕМЕНЧИК не прыгнет в самолет и не отбудет оперативно на родину, то его могут побить, ибо так опозорить высокое звание журналиста доселе не удавалось никому.
Предложение шокировало и самого президента, и он мягко напомнил курильчанину, что в России «наше все» не только ПУТИН. Есть еще Пушкин и Толстой.
— Для этого не обязательно называть моим именем – можно называть Толстой, Пушкин, именем какого-то исследователя. Я думаю, что это будет гораздо более продуктивным, — настаивал президент. В отличие от СЕМЕНЧИКА он понимал, что вокруг острова ПУТИНА могут потом кружить японские браконьеры.
Вся эта серия вопросов так явственно демонстрировала народную любовь, что от ее избытка было несколько неловко даже пресс-секретарю главы государства Дмитрию ПЕСКОВУ, являвшемуся модератором первые два часа. Большинство коллег-журналистов пришло к выводу, что он явно не инициировал этот шквал и не ожидал, что «позитив из регионов» перейдет в столь тревожный, навязчивый формат.
Удивительно, но большинство этих вопросов было классической импровизацией. Во всяком случае их авторы категорически отрицали премодерацию, отвечая на неудобные вопросы коллег, и заявляли, что свои инициативы с пресс-службой главы государства они не согласовывали. Впрочем ситуацию уравновешивали представители либеральных и иностранных СМИ, то и дело напоминавшие о «людоедском» «законе Димы ЯКОВЛЕВА», тяжелой судьбе ХОДОРКОВСКОГО и странных арестах представителей оппозиции.
Преемник
Телеканал «Дождь» вновь подтвердил репутацию либерального СМИ. Первый вопрос его представителя, разумеется, был про усыновление, а второй — о преемнике президента.
— Когда были митинги, со стороны властей мы все время слышали аргумент: если не ПУТИН, то кто, – когда люди выходили на Болотную. Вы как отвечаете для себя на этот вопрос, задумываясь о будущем преемнике, о том, кому бы вы доверили страну? – напрямую спросил корреспондент ЖЕЛНОВ. — Есть ли новые лидеры, которые появляются сейчас извне, те, которые выходили на те же митинги? К кому-то из них вы серьезно, как к конкуренту, может быть, как к сопернику относитесь?
Однако опытный в политических дискуссиях ПУТИН не стал озвучивать фамилий конкурентов. Тем более что это преждевременно. В запасе есть, как минимум, 6 лет.
— Мне сложно на него отвечать – есть ли человек, которому я мог бы доверить страну? – вопрошал он у безмолвного зала. — Ведь не я доверяю страну – граждане доверяют страну в ходе голосования. И в результате голосования, когда люди приходят к избирательным участкам, они говорят свое слово, кому они доверяют и хотят доверить страну.
Рано или поздно, разумеется, я оставлю этот пост, так же как оставил его 4,5 года тому назад, пообещал президент и признался, что ему небезразлично, кто будет возглавлять страну. Впрочем, по мнению политологов, обсуждать кандидатуры преемников следует ближе к 2018 году.
А дальше последовала фраза, вызвавшая резонанс далеко за пределами России. Как выяснилось впоследствии, ее активно обсуждают в Германии, Франции и Канаде. Судя даже по моей личной переписке, в последующие два дня это стало топовой темой в эмигрантской среде.
— Я хочу, чтобы будущие руководители страны, в том числе и будущий президент, были еще более успешными, — признался ПУТИН. — Но я считаю, что, если сравнить с другими периодами развития России, вот этот период был далеко не самым худшим, а может быть, одним из лучших. Но я хочу, чтобы будущие руководители страны были еще более успешными, еще более удачливыми, потому что я люблю Россию.
В зале послышались бодрые аплодисменты, и всем вдруг стало ясно, что здесь в основном собрались люди, которые тоже любят Россию. Правда, каждый по-своему и большинство за пределами МКАДа.
Своей дерзостью и прямотой неожиданно удивили обычно лояльные «Известия», осмелившиеся спросить про авторитарный режим у его идейного отца-вдохновителя.
— Владимир Владимирович, здесь много журналистов, и у нас очень много вопросов к власти. И власть мы ассоциируем прежде всего с вами, так уж получилось, — предварительно извинился журналист и дальше врезал прямо в лоб: «За 12 лет вы построили довольно жесткий, где-то даже авторитарный режим личной власти. На ваш взгляд, эта система жизнеспособна в новом веке? И не считаете ли вы, что она мешает развитию России?»
Но, по словам президента ПУТИНА, развитию страны нынешний политический режим не только не мешает, но и позволяет обеспечивать в России стабильность.
Она уже не отдаст
Но главной героиней последнего политического шоу «Большая пресс-конференция Владимира ПУТИНА. 2012 год» стала корреспондент газеты «Народное вече» из Владивостока Мария СОЛОВЬЕНКО.
— Я хочу вас порадовать, хоть что-то доброе сказать, хотя я вас критикую очень жестко в своей газете, Вы это знаете, наверное, да? – заявила она под дружный смех коллег.
ПУТИН не стал расстраивать Марию и согласно кивнул.
— Вот вы сейчас сказали, что дадите поручение, чтобы еще дешевле были билеты. А вы разве не знаете, что сегодня из Владивостока до Москвы и обратно можно перелететь за 6 тысяч рублей? Так куда уже ниже? – усыпила бдительность президента СОЛОВЬЕНКО.
Расслабившись и, как оказалось впоследствии, зря, ПУТИН рассказал о субсидировании перевозок с Дальнего Востока в Москву, в Петербург и в Сочи. А затем спросил у журналистки, как она оценивает уровень подготовки и проведения АТЭС.
СОЛОВЬЕНКО призналась, что ее не пустили на мероприятие из-за критических статей, а затем произнесла совершенно гениальнейшую фразу, характеризующую состояние российских дорог:
— Действительно, мосты хорошие. Дороги, хоть и валятся, хорошие, — после чего неожиданно спросила о судьбе дела СЕРДЮКОВА и его милых дам. — Я бы хотела сказать, спросить, вернее, что вы можете сказать по поводу вот этого руководителя и как вернуть эти деньги, которые они уворовали, «Славянка» эта и прочие. Что нам делать с обороной Российской Федерации?
— Что они уворовали там? – удивился ПУТИН.
— Уворовали. Миллиарды. Вы не знаете? – не растерялась СОЛОВЬЕНКО. А дальше состоялся совершенно невообразимый диалог, аналогов которому в российских СМИ еще не было.
— Как вас зовут? – уточнил ПУТИН.
— Мария меня зовут.
— Маша, садись, пожалуйста. Сейчас я отвечу, — попросил президент.
— Спасибо, Вова! – ответила СОЛОВЬЕНКО, пытаясь удержать микрофон.
— Маша, будьте любезны, микрофон, пожалуйста, — буквально взмолился ПЕСКОВ.
— Она уже не отдаст, нет, — заключил президент ПУТИН и начал добросовестно отвечать на вопрос.
Но ошеломленный зал в этот ответ даже не вслушивался. Судьба СЕРДЮКОВА не волновала в этот момент никого, журналисты искренне переживали за СОЛОВЬЕНКО и пытались предугадать, сильно ли обиделся президент и чем закончится для Маши вся эта история. На следующий день ролик с диалогом ПУТИН – СОЛОВЬЕНКО буквально порвал Рунет.
Любопытно, что само появление СОЛОВЬЕНКО на этой пресс-конференции сопровождалось определенной интригой. Не успели ей предоставить слово, как на лентах новостей начала появляться информация о том, что МАРИЯ стала единственной журналисткой, попавшей на пресс-конференцию без аккредитации. Накануне она позвонила пресс-секретарю ПУТИНА Дмитрию ПЕСКОВУ, и тот провел ее в зал через кордоны сотрудников ФСО. Впрочем это только слухи.
«Коммерческие вести»
Отмечу, но совершенно невинный (ну или почти невинный) вопрос редактора интернет-версии «Коммерческих вестей», то есть мой, о прямых выборах губернаторов вызвал весьма эмоциональную реакцию главы государства. Такую же горячую, как и вопрос о горячей обстановке в Сирии.
— Владимир Владимирович, не могли бы вы озвучить свое отношение к прямым губернаторским выборам? – спросила я. — Уходя, Дмитрий Анатольевич подписал законопроект. Благодаря этому в некоторых регионах уже прямые выборы прошли. И, кстати, на них победили действующие губернаторы, тоже это вызывает определенные вопросы. А сейчас в Госдуме вновь готовятся обсуждать вопрос об отмене прямых губернаторских выборов. Скажите, почему Москва так боится этих выборов и почему настолько не доверяет своему населению, мы ведь выбираем президента?
— Послушайте меня. Как вас зовут? – неожиданно переспросил меня ПУТИН. До этого он уточнял имя лишь у Маши СОЛОВЬЕНКО, с которой они неожиданно перешли на ты.
— Инна, послушайте меня внимательно, и прошу вас больше к этому вопросу не возвращаться. Но только внимательно выслушайте то, что я скажу, — резко начал президент ПУТИН. Визуально было видно, что его разозлил этот вопрос. — Мы талдычим уже вокруг этого вопроса пляшем много-много лет, ну выслушайте хоть один раз и услышьте меня: мы за – и я лично за прямые выборы губернаторов. Я считаю, что российское общество, конечно, давно к этому подошло. И, более того, это на самом деле в интересах федерального центра. Потому что когда люди сами выбирают губернатора, то они несут ответственность за качество его работы, и это правильно.
Но, как оказалось, не все в этом вопросе гладко. К существующей системе есть претензии, есть вопросы у представителей национальных республик, где проживают представители нескольких титульных наций, поэтому в Госдуме готовится законопроект, допускающий смешанную систему. Если одна из них находится в меньшинстве, то у нее часто возникает опасение, что она никогда не будет представлена на высшем уровне управления в республике. И начинаются межэтнические конфликты.
— Понимаете, я уже много раз говорил: Россия – сложное государство, сложно устроенное, — горячился ПУТИН. — В 1999 году в Карачаево-Черкесии выборы прошли. Черкесы что сказали: «Мы никогда не выберем своего президента: нас меньше, чем карачаевцев». И сразу началась пальба из автоматического оружия, и первые жертвы пошли. Мы же должны это иметь в виду. Или мы хотим разбалансировать вообще всю систему управления в стране и породить такие конфликты? Нет. Поэтому люди из этих национальных республик, понимая эту проблему, чувствуя на себе, на своих семьях, опасаясь за такое неблагоприятное развитие, они сами поставили вопрос: дайте нам право, сказали они, выработать такую систему приведения к власти руководителей республик, которая бы никого не ущемляла.
Но мы не можем одним субъектам предоставить одно право, а другим – другое, отметил президент, а далее озвучил информацию, являющуюся стратегической для сенаторов Андрея ГОЛУШКО и Игоря ЗУГИ, первого заместителя председателя регионального правительства Юрия ГАМБУРГА и, быть может, даже для губернатора Виктора НАЗАРОВА, который еще, может, войдет во вкус и захочет баллотироваться на второй срок.
— Не надо отбирать у людей это право. Надо все это пообсуждать и, безусловно, за такими субъектами, как ваш (Омская область), сохранить это право, — заявил президент.
Звонки
Многочасовой телемарафон мог продолжаться еще долго, если бы глава государства не остановил его волевым усилием после того, как представители СМИ вдруг начали просить президента передать привет их детям. Пресс-конференция продлилась всего 4 часа 33 минуты и недотянула до очередного рекорда всего 7 минут. Но самое интересное началось потом. На меня буквально обрушился шквал звонков, основная тема которых формулировалась примерно так: «Как ты могла разъярить президента? Не опасаешься ли ты теперь последствий? Вдруг тебя будут преследовать?»
Отвечая на это, хочу заявить, что никаких актов мести в ближайшее время не ожидаю, хотя, переходя дорогу, всегда внимательно смотрю на светофор. Никаких намеков или угроз не было и не будет, ибо есть такая вещь, как здравый рассудок, позволяющий распознать разные жанры политического шоу. По некоторым данным, закрывать «Коммерческие вести», как это произошло чуть ли не на следующий день после пресс-конференции с газетой «Путь Кадырова», никто не собирается, а все наши сотрудники продолжают успешно работать.
Но если сама подобная мысль одновременно пришла в головы сразу нескольких десятков человек, то, наверное, не все в нашей стране в порядке. И возможно, что-то мы, представители СМИ, на этой пресс-конференции с Владимиром Владимировичем не доработали. Спрашивали не то, и говорила не о том. Впрочем, у нас еще есть время все исправить и донести до сознания населения, что если Пуси Райт и ХОДОРКОВСКИЙ сидят, то в России все равно не 37-й год. Хотя по формату всегда можно найти что-то похожее.
Здоровье
А возвращаясь к списку топовых вопросов, нельзя не вспомнить об одном, с моей точки зрения, являвшемся главным. Ради которого, собственно, и стоило затевать столь масштабный пиар. Вопрос этот задала представительница «Магаданской правды» Антонина ЛУКИНА. Она осмелилась прилюдно спросить о здоровье президента. Хотя если ты уже живешь в Магадане, то, по сути, бояться нечего и можно смело говорить о стерхах, дзюдо и спине. Максимум, что может грозить, – возвращение домой за госсчет.
Но ЛУКИНА была довольно тактична и уточнила, кому выгодна попавшая в Интернет специфическая информация о плохом самочувствии ПУТИНА.
— Вы меньше туда смотрите, они вас там нехорошему научат, — пошутил президент по поводу всемирной Сети. — Выгодна политическим оппонентам, которые стараются поставить под сомнение то легитимность, то дееспособность власти. На вопрос о здоровье могу ответить традиционно: не дождетесь.
И действительно, на больного ПУТИН в этот день явно был не похож. Демонстрируя на протяжении нескольких часов свою осведомленность по целому ряду вопросов, выдавая порциями антиамериканскую риторику и даже периодически выходя из себя, он демонстрировал всему миру, что Россия сильна, а ее лидер находится в хорошей боевой форме, несмотря на загадочную травму спины. Почти в такой же хорошей, как межконтинентальная баллистическая ракета «Булава», позволяющая выстраивать конструктивный диалог с мировыми партнерами. Ибо другими аргументами Россия пока, увы, не обладает.
Фото ИТАР-ТАСС