Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

«Это лишь маленький камушек в горе проверок, которые вам грозят. Мы будем приходить к вам, и выявлять, и выявлять, самые разные нарушения»

26 декабря 2012 12:35
0
1818

В Бизнес-инкубаторе состоялась дискуссионная площадка «Фармацевтический бизнес: так ли легко, как кажется?», которую организовала Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства (АРП) по просьбе одного из своих членов — сети аптек ООО «Омский лекарь». Коммерческий директор «Омского лекаря» Оксана АЛЕКСЕЕНКО пожаловалась на контрольно-надзорные органы, которые, как она считает, оказывают административное давление на ее сеть, и попросила у АРП защиты. Как выяснилось в ходе дискуссии, эта проблема актуальна для большинства представителей омской аптечной розницы — предпринимателей возмущают сроки и основания проведения проверок их деятельности, они считают, что чаще всего такие проверки незаконны. Также участники площадки затронули проблемы лицензирования фармдеятельности и изменения цен на лекарственные средства. На встречу были приглашены представители региональных УМВД, прокуратуры, Минздрава и Росздравнадзора. Не побоялся открытого диалога с бизнесом только представитель УМВД России по Омской области Павел КОЗАРЕЗОВ, остальные властители и правоохранители встречу проигнорировали.
«Контрольные бабушки»
Юрист ООО «Омский лекарь» Виктор КУКУШКО описал типичный случай проверки правоохранительными органами деятельности аптек: «В одну из наших аптек пришел так называемый контрольный покупатель за лекарством, на которое у него нет рецепта, но которое не может без него отпускаться. Этот препарат не является каким-то особо ядовитым или кодеиносодержащим, но в аннотации указано, что он должен продаваться по рецепту. Когда к провизору приходит какая-нибудь полуумирающая бабушка со своей плачущей внучкой и они умоляют продать лекарство, говорят, что забыли дома рецепт, — естественно, что здесь срабатывает человеческий фактор — провизор пускает скупую слезу и продает лекарство. А бабушка тут же радостно заявляет, что она контрольный покупатель, входит сотрудник полиции, понятые, оформляется протокол».
По словам Виктора КУКУШКО, жалость к клиентам аптеке обходится в 40 тысяч рублей административного штрафа, наложенного на юрлицо. Нетрудно посчитать, что если аптека, как утверждает юрист, в среднем приносит ее владельцу доход от 30 до 50 тысяч рублей в месяц, то штраф в размере 40 тысяч рублей сводит все предпринимательство на нет.
— А если такие проверки повторятся 2-3 раза (как я понял, количество их нормативно не ограничено), то бизнес такой долго не протянет и умрет, — считает Виктор КУКУШКО.
Он рассказал, что с одним из представителей местного аптечного бизнеса уже расстался, потому что тот, устав бороться на протяжении последних пяти лет с проверяющими органами, просто-напросто сдал в аренду свои помещения крупной розничной сети «Фармакопейка», которая агрессивнодемпингует ценами на лекарства.
Контроль без объяснений
Больше всего юриста «Омского лекаря» поражает, что практически невозможно достичь взаимопонимания в общении с правоохранительными органами.
— После аналогичных проверок я, как представитель аптек «Омский лекарь», приходил в прокуратуру, разговаривал с ними, просил объяснить, что нам нужно делать, чтобы впредь не допустить подобных нарушений. Прокурор с тусклым взглядом, ухмыльнувшись, мне ответил: «Вы, что думаете, что мы вас будем проверять только по правилам продажи лекарств? Это лишь маленький камушек в горе проверок, которые вам грозят. Мы будем приходить к вам и выявлять, и выявлять, самые разные нарушения». То есть требования существуют, но как их соблюдать, бизнесу никто не готов объяснить, — сказал Виктор КУКУШКО.
Он утверждает, что удар правоохранительных органов был нанесен только по 3-4 местным аптечным сетям, а остальные, в том числе крупные московские сети, затронуты не были: «Создается впечатление, что раз нет правил и каждый играет как хочет, то не исключено, что правоохранительные органы представляют интересы крупных сетей, заходящих на рынок, и пытаются тем самым убить местное предпринимательство, чтобы они отказывались от своей деятельности в пользу пришлых гостей. Возможно, конечно, что это все надумано, я лично верю в честность наших правоохранителей, но мысли такие возникают. Поэтому нам бы хотелось, чтобы прокуратура и полиция не только делали себе показатели на самой уязвимой части предпринимательства в нашем городе, но и вступали бы с нами в диалог. Объясните нам хотя бы правила, по которым нужно играть, чтобы нас не ставили на колени в финансовом смысле».
Представители других фармсетей, присутствовавшие на встрече, поддержали рассуждения Виктора КУКУШКО, сказав, что это общая проблема для омского рынка.
Проверки идут сверху
Единственный представитель правоохранительных органов, пришедший на встречу с предпринимателями, сотрудник УМВД России по Омской области Павел КОЗАРЕЗОВ, пообещал зафиксировать все изложенные Виктором КУКУШКО факты и доложить о них руководителю УМВД России по Омской области. После этого, предположил он, будет проведена служебная проверка и аптечная сеть сможет получить официальный ответ по каждой проверке.
Коммерческий директор ООО «Омский лекарь» Оксана АЛЕКСЕЕНКО отметила, что проверки носят далеко не случайный характер и идут сверху.
— Фармбизнес очень легко уколоть, и вы знаете, где уколоть. Я не говорю именно про УМВД. Прокуратура руководит всем этим процессом. Никто не скрывает, что наша прокуратура приходит к нам по заданию областной прокуратуры, а областная – по заданию генеральной. Проверки идут целенаправленно — они уже знают конкретно, где и что искать. Закон нас ужал так сильно, что у нас нет возможности абсолютно соответствовать этим отраслевым стандартам, которые выдумал неизвестно кто. Почему я должна соблюдать эти ОСТы, ведь я занимаюсь не изготовлением лекарств, а продажей готовых, упакованных лекарственных средств?! — возмутилась коммерческий директор «Омского лекаря».

Преюдиция не на стороне аптек
Самое страшное, по мнению Оксаны АЛЕКСЕЕНКО, что при проверках правоохранители тут же составляют протокол на юридическое лицо, а не на должностное, хотя не аптека в целом, а лично фармацевт не захотел спросить рецепт врача или пожалел человека, который, судя по виду, остро нуждался в лекарстве. Она предположила, что полицейские боятся составлять протокол на виновное должностное лицо, потому что прокуратура поставила перед ними однозначную задачу — привлечь к ответственности юрлицо. Если штраф на должностное лицо составляет 4 тысячи рублей, то на юридическое – в десять раз больше.
— Из-за жесткого контроля мы должны поставить жирный крест на качестве услуг, — заявила Оксана АЛЕКСЕЕНКО — Прокуратура у меня в один день проверила две точки. Захотели бы – проверили все 11. И везде по 40 тысяч, представляете?
— Когда в юридической плоскости разбирались все эти проверки, то по факту ни прокуратурой, ни органами УМВД не допускается никаких нарушений, — отметил управляющий Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства Вячеслав ФЕДЮНИН. — Вопрос в том, какова цель. Если цель – наведение порядка, то все правоохранители забывают о своей превентивной, разъяснительной функции. Прежде чем идти с проверкой, со стороны прокуратуры справедливо было бы собрать всех представителей данного сегмента бизнеса и дать им исчерпывающую информацию о том, что можно делать, а чего нельзя. Если вы делаете что-то, то делать это нужно открыто, а не исподтишка.
Предприниматели рассказывают, что на следующем за прокурорской проверкой этапе — разбирательстве в Арбитражном суде — отстоять свои интересы у них практически нет шансов. Положение аптек все хуже: судебные решения выносятся в соответствии с преюдицией, а практика сложилась не в пользу аптек (прозвучали данные о том, что в 80% случаев судьи встают на сторону прокуратуры). Предприниматели жалуются, что арбитражный суд не принимает за доказательства должностные инструкции, подписанные фармацевтом, которые, по мнению представителей фармбизнеса, доказывают, что, проинструктировав сотрудника, юрлицо свой долг выполнило.
— Что мы можем еще сделать, когда у нас и так рентабельность с каждым днем все меньше и меньше? На каждого фармацевта еще по три контролера ставить? – вопрошала Оксана АЛЕКСЕЕНКО.
В УФАС не помогли
Одна из острейших для омских аптек проблем, на которую указали все участники дискуссионной площадки, — это конкуренция со стороны дискаунтеров. Злейшими среди них признаны аптечные сети «Фармакопейка» и «Семейная».
— Рядом с нами встала аптека «Семейная» и выставила рекламу о том, что у них 25%-я скидка! Это всего лишь ход для того, чтоб уничтожить рядом стоящую аптеку, ведь они в итоге не делают эту скидку, – сказала Екатерина УКОЛОВА. – Да, каждый борется за свое место под солнцем, но пусть порядочно борется. 25%-я скидки – откуда, скажите, если у нас наценка регламентирована?
Оксана АЛЕКСЕЕНКО предположила, что в ситуации, когда законодатель регламентировал аптекам верхний потолок наценки, не мешало бы закрепить и нижний.
— Если у нас максимальную наценку контролируют, то, может быть, и минимальную установят? Те цены, по которым «Фармакопейка» торгует в розницу, для нас это закупочная цена, — поделилась коммерческий директор «Омского лекаря».
Она рассказала о своей безуспешной инициативе обращения в антимонопольную службу с жалобой на «Фармакопейку» полтора-два года назад, когда эта сеть аптек «со склада» только начинала распространяться. В то время среди представителей омского фармбизнеса почти не нашлось желающих поддержать инициативу «Омского лекаря». («У нас есть слабое звено в фармсообществе – мы не дружим», — заметила Оксана АЛЕКСЕЕНКО).
— Осталось «два Ивана» (второго «Ивана» называть не буду), которые вложили в запрос в УФАС немалые деньги, но ничего не вышло. Закон регламентирует, что монополиста можно признать таковым, если он занимает, по крайней мере, 30% рынка, а «Фармакопейка» разбита на множество ИП. Мы специально собирали по ним информацию, тратили большие деньги, но нам пришел отрицательный ответ от УФАС, — рассказала Оксана АЛЕКСЕЕНКО.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.