Российскому интеллигенту везде тюрьма.
Марина КОРОЛЕВА
Верещагин
Роман
М.: Астрель, 2912 год. — 284 стр.
Тираж 2 500 экз.
Марина КОРОЛЕВА — журналист и филолог, сотрудник радиостанции «Эхо Москвы», автор популярнейших передач и книг «Говорим по-русски». Драма «Тополь, Хроника радио» — в десятке лучших пьес 2006 года (конкурс «Действующие лица»). Марина Александровна не любит российскую власть и критикует ее нещадно. «Верещагин» — ее первый роман.
Главный герой — мятущийся интеллигент. Профессор консерватории, композитор, не признанный советской властью, гений. Гений пишет музыку и однажды покупает у букиниста книгу неизвестного автора, за одно только упоминание которой в брежневские времена (не то что обсуждение и распространение) можно было огрести большие неприятности.
Ошеломленный текстом композитор, понятное дело, начинает писать новое гениальное произведение Concerto Grosso. Тем временем жизнь его сильно меняется. Его выгоняют из консерватории, а на дворе уже восьмидесятые годы. Книга бесследно исчезает. Зато о том, что Россия — это вечная тюрьма, можно запросто говорить, хоть во всеуслышание. «И посмотри, родной мой, посмотри, всем здесь плохо — и тем, кто наверху, и тем, кто в самом низу. Беден ты, богат, неважно. Воздух-то один! Все это только перемена бараков: барак деревянный, блочный, кирпичный, десятиметровый или стометровый, с хорошим ремонтом или с прогнившими полами...» У композитора немало семейных проблем и помимо критики режимов, а тут еще нежданно-негаданно на него обрушивается любовь. «Мы не размыкали объятий, мы все еще были одно, но по ее ровному дыханию я понял: она засыпает. Полежал какое-то время, стараясь не шевелиться, даже не дышать. Потом открыл наконец глаза. Да, она спала. А я приземлился». В Москву тем временем входят танки.