Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Цены растут, потому что растут цены?

13 февраля 2013 10:24
0
1921

Несомненно, все мы хотели бы жить лучше и, конечно, для этого нужно иметь больше денег. Но при этом важно иметь в виду, что деньги — это не то, что мы получаем. Деньги — это то, что мы можем на них купить. Мне, например, в принципе не нужно повышать размер пенсии. Важнее, чтобы я на ту же пенсию мог покупать больше.

Наверное, нужно согласиться, что одним из самых важных показателей социально-экономической эффективности производства является покупательная способность рубля. И чем она выше, тем эффективнее производство. Вместе с тем покупательная способность рубля не растет, а падает. Примером может служить синхронное октябрьское повышение цен на основные продукты питания, пользующиеся повышенным спросом. Следовательно, так как пенсия у меня осталась прежней, я на нее смогу купить меньше. Да, в этом году была засуха, ноэто разовое явление. А цены у нас растут постоянно. Значит, в системе рыночных отношений, регулирующих эффективность производства, имеются сбои. Одним из таких сбоев является необоснованный рост цен.

Почему растут цены? Ответ достаточно прост. Цены растут, потому что растут цены. Владелец предприятия в сфере производства ответит, что отпускные цены растут, потому что растут цены на энергоносители, сырье, комплектующие изделия. И будет абсолютно прав. Предприниматель в сфере торговли ответит, что оптовые и розничные цены растут, потому что увеличиваются издержки обращения (тарифы на коммунальные услуги, арендная плата, транспортные расходы и т. д.) и увеличиваются отпускные цены предприятий. И также будет прав. Получается замкнутый круг роста цен. При этом рост цен, как говорится, не колышет предпринимателей. Дело в том, что прибыль как в сфере производства, так и в сфере обращения является долей в отпускной, оптовой и розничной цене, и чем выше цена, тем больше прибыль. Поэтому возникают предпосылки негласного сговора предпринимателей устанавливать отпускные цены предприятий или оптовые цены в торговле на максимально возможном уровне. Не оглядываясь на себестоимость товара и издержки обращения, ориентироваться на платежеспособный и потребительский спрос, общий уровень прибыли, пенсий, социальных выплат и заработной платы. Цены растут, потому что растет платежеспособный спрос и этим пользуются наши бизнесмены.

При этом причиной необоснованного роста цен является не либеральная модель рыночных отношений, а российский менталитет, позволяющий при действующей системе ценообразования, в общем-то разумной и обоснованной, обходить общечеловеческие критерии добра и справедливости. Причина необоснованного роста цен лежит на стыке экономических интересов и нравственных критериев, которыми руководствуется предприниматель в своей деятельности между экономически обоснованными ценами и элементарной жадностью. Следовательно, необходимо вернуться к веками выработанной, классической системе рыночных отношений, в которой каждый получает прибыль за свой вклад в производство и реализацию товара. Предприниматель в сфере производства за объем, качество и ассортимент выпускаемой продукции с учетом ее себестоимости, предприниматель в сфере торговли за продвижение товара на рынке с учетом издержек обращения, потребитель (в том числе производитель товара и продавец, также одновременно являющиеся потребителями) выгоду от снижения цен и повышения качества продукции.

Нужно вырвать торговлю из порочного круга необоснованного роста цен. Оставить за торговлей право получения прибыли только за счет увеличения товарооборота в натурально-денежной форме. Заменить спекулятивный принцип «Купил дешевле – продал дороже» на принцип «Купил дешевле – продал больше». Выходом из сложившейся ситуации, на мой взгляд, является введение в торговле фиксированной торговой наценки. Не доли в цене товара, которая даже на очень низком, стабильном уровне только стимулирует рост цен, а в рублях на единицу товара (килограмм масла, упаковку лекарств, мешок цемента), причем на длительный срок. Если при социализме фиксированными были цены на товары, то при капитализме вполне возможна фиксированная торговая наценка.

Что это даст, наглядно видно в таблицах 1 и 2 на примере условного товара

Таблица 1
Соотношение закупочной, розничной цен
и прибыли при фиксированной торговой наценке


Из таблицы видно, что торговая наценка и прибыль не зависят от закупочной и розничной цены. И все же прибыль зависит как от цены, так и от потребительского спроса. От потребительских предпочтений (что покупать, сколько и по какой цене), от объема продаж.

Таблица 2
Зависимость величины прибыли от товарооборота
в натурально-денежной форме

Закупочная цена товара, руб./кг 100 110 120
Фиксированная торговая наценка, руб./кг 20 20 20
Розничная цена товара, руб./кг 120 130 140
Объем продаж кг 110 100 90
Издержки обращения, руб. 1500 1500 1500
Товарооборот по сумме фиксированных торговых наценок, руб. 2200 2000 1800
Прибыль руб. 700 500 300

Примечания:
1. В таблицах для простоты расчетов не учитываются прямые и косвенные налоги.
2. Как видно из таблицы 2, увеличение объемов продаж на 10 % при стабильных издержках обращения увеличивает прибыль продавца на 40 и более %.
3. Торговая наценка как доля от закупочной цены становится плавающей. Чем выше закупочная цена — тем меньше в ней доля торговой наценки.
4. Не исключается возможность роста товарооборота и прибыли при увеличении закупочных и розничных цен, если продукция пользуется повышенным спросом при улучшении ее качества или наступления форс-мажорных обстоятельств, например засуха, неурожай.

При фиксированной наценке все цены остаются свободными, основанными на договорных отношениях. Изменения касаются только роли торговой наценки в формировании прибыли. Но эти изменения становятся решающим фактором в экономическом принуждении переключения интересов предпринимателей с роста цен на их Снижение:

— При фиксированной торговой наценке интересы продавцов и покупателей совпадают. И те и другие заинтересованы в снижении цен, повышении качества товаров и обновлении ассортимента.
-Интересы предпринимателей в сфере производства заключаются в повышении отпускных цен, а интересы торговли в их снижении. Противоположность интересов исключает возможность сговора, появляется возможность развития конкуренции и инновационных процессов за счет усиления мотивации борьбы за рынок сбыта.
-Через потребительский и платежеспособный спрос торговля заказывает производителям общественно необходимые объемы производства востребованного качества и ассортимента по доступной цене.
-Необходимость снижать цены для увеличения товарооборота и прибыли заставляет предпринимателей отказываться от услуг лишних посредников и перекупщиков.
-Повышается покупательная способность рубля.

Несомненно, что при детальной проработке возникнет много дополнительных вопросов. Например, а не будет ли предлагаемая система ценообразования стимулировать производство и реализацию товаров заведомо низкого качества? Не думаю. Эта проблема существует и сегодня. Ее решение зависит от повышения покупательной способности рубля при общем повышении доходов, от возможностей покупателя приобретать более качественную продукцию. Или такой вопрос. А как же пункт 8 Конституции России, гарантирующий свободу экономической деятельности? Скорее всего мы еще не доросли до такой свободы. В конечном итоге не мы для Конституции, а Конституция для нас. И последнее. По моему мнению, реформа ценообразования назрела, но это вопрос будущего. Ближайшего или отдаленного, решит время.


Виктор БРЕУСОВ, г. Омск
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.