В «Коммерческих вестях» № 6 от 20 февраля в рубрике «Точка зрения» была опубликована статья директора Межрегиональной общественной организации содействия защите прав участников госзакупок «Общественный контроль госзаказа» Александра ТОЛСТЫХ под названием «Дело САФАРЯНА. Передел госзаказа на строительство в Омской области начался?». Свое мнение по поводу этой статьи и темы, которая в ней освещается, решил высказать генеральный директор ОАО «Омскпроект» Юрий БОЛОТОВ.
— Хотел бы высказать свою личную точку зрения по публикации, которая меня очень задела. Давайте порассуждаем о том, сколько человек проживает в Омской области, – это около двух миллионов. А в статье говорится, что при этом в Омской области имеется более тысячи строительных компаний. Так сколько же тогда на тысячу жителей приходится строительных компаний? Разве такое может быть на практике? Если сложить возможную кадровую численность этих строительных фирм, то, наверное, население Омской области окажется больше населения Китайской Народной Республики. Скоро, наверное, в День строителя в фонтанах будут купаться не бывшие десантники, а все строители – хватит ли у нас фонтанов для такого количества строительных работников?
Очевидно, не все из этих фирм могут что-то построить. Я, как профессионал-проектировщик с большим стажем, на практике знаю, кто на что способен в строительстве. В Омске сегодня не так уж много видно работающих строительных кранов и не такое большое строительство. В последнее время кроме строителей, которые могут что-то сделать, появились люди еще одной профессии. Я бы назвал их «околостроители». Раньше были каменщики, энергетики, прорабы, а сейчас появились менеджеры по денежным потокам. Такие организации кроме директора и бухгалтера никого не имеют. У «околостроителя» нет задачи построить что-либо. Он может только кричать о том, что при выделении заказов его почему-то не рассматривают.
Но «околостроитель» занимается другим бизнесом. Когда объявляется конкурс, в нем, как правило, участвуют фирмы, которые могут реально что-то построить. За ними стоят коллективы, которым нужно платить заработную плату. Но закон предписывает, что в тендерах не возбраняется участвовать и другим. И эти «околостроители» приходят к серьезным организациям и просят выдать им определенную сумму – цифры могут быть разные, в зависимости от объекта. Естественно, нормальный ответ будет: «Вы что, с ума сошли?». А когда объявляется тендер, эти люди заявляют на конкурс несколько организаций, которые не могут ничего построить, но способны опустить цену. Так они «радеют» за государственные деньги и говорят при этом «мы могли бы сэкономить».
Так вот эти «околостроители» сейчас паразитируют на нормальных организациях. Наверное, господин САФАРЯН – жадный строитель, он не хочет делиться с мошенниками. Поэтому он и попадает к этим людям в немилость. Я познакомился с ним на реконструкции Детской городской больницы № 3, куда меня пригласили поучаствовать в конкурсе. Этот тендер мы проиграли «Омскгражданпроекту», но затем выполняли проектирование в качестве субподрядчика. С САФАРЯНОМ сложно работать, потому что он действительно бежит впереди паровоза и хочет опередить время – сразу же готов пускать проект в работу и строить. И я отношу его к сильным строителям.
С другой стороны, в этой статье пытаются задеть САФАРЯНА тем, что он друг губернатора. Я не могу судить об этом и не знаю об их личностных отношениях. Сейчас у каждого своя цель. Но я не думаю, что господин САФАРЯН в тот момент, когда ему предложили начать реконструкцию Концертного зала, мог позволить себе отказать губернатору. И я хотел бы посмотреть на любого другого из этой тысячи с лишним строителей, кто бы мог это сделать. В новом Концертном зале я был уже несколько раз, и по-своему могу гордиться таким объектом.
На самом деле все в мире относительно. Три волоса на голове – это мало, а три волоса в супе – это много. Так и здесь: если рассматривать строительство того же Концертного зала, миллиард для Омской области – это очень много, примерно одна пятидесятая часть бюджета региона. Но такой же объект в Новосибирске, я думаю, будет стоить порядка четырех миллиардов рублей, учитывая особенности их рынка и объем бюджета.
Кстати, сам бы я на месте САФАРЯНА никогда не взялся бы за реконструкцию Концертного зала. Редко когда можно точно попасть в намеченный срок выполнения работ, а когда приезжает такая величина, как маэстро ГЕРГИЕВ, у которого дни расписаны на несколько лет вперед, – это огромнейшая ответственность. Взяться за такие обязательства – значит, подвести себя под гильотину, и если бы САФАРЯН это бы не исполнил, что бы с ним было? По-своему, это был подвиг с его стороны. Но, к сожалению, САФАРЯН, как выяснилось, оставил без хлеба свыше тысячи строительных организаций. И если с его стороны это жадность, то со стороны «околостроителей» просматривается обычная человеческая зависть. И я бы посоветовал этой тысяче сначала научиться работать, а потом осваивать свое дело.