Стратегия развития Омской области, подготовленная компанией «Strategy Partners Group», обсуждалась в областном Экспоцентре 5 марта. На пленарном заседании разработчики представили обзорную схему развития региона до 2025 года, после чего эксперты разошлись по шести площадкам, посвященным конкретным отраслевым направлениям.
Открыл обсуждение стратегии губернатор Виктор НАЗАРОВ, который рассказал, что Strategy Partners Group завершает стратегию развития региона и разработку ключевых программ и кластеров, исходя из полученного анализа структуры экономики Омской области и федеральных тенденций. Он отметил, что стратегия еще не принята, и цель участников совещания (среди которых были чиновники, главы предприятий, предприниматели и депутаты) — указать на обнаруженные недочеты.
— Мы не хотим обсуждать эту стратегию кулуарно. Могут быть допущены какие-то ошибки в программе, и мы считаем, что для принятия решения у нас с вами сегодня еще есть время. Я уверен, что вы, как состоявшиеся профессионалы, сможете компетентно скорректировать те позиции, в соответствии с которыми будет выстраиваться политики региона в долгосрочной перспективе, — сказал Виктор НАЗАРОВ. — Хотелось бы в режиме диалога и дискуссии сформировать взвешенный подход, с учетом различных точек зрения – то есть комплексный образ развития нашей территории.
Губернатор призвал участников «не отмалчиваться», озвучивать все свои недовольства и альтернативные предложения.
Главный докладчик на пленарном заседании, партнер Strategy Partners Group Сергей ЛОЗИНСКИЙ, перед тем как остановиться на ключевых моментах стратегии в целом, описал социальное положение в Омской области. По его словам, конечным результатом стратегии должно стать повышение качества жизни населения, а сегодняшнее настроение местных жителей характеризуется масштабным недовольством. Согласно проведенным опросам самыми большими проблемами региона граждане называют дефицит качественных рабочих мест, плохое медицинское обслуживание, алкоголизм, сложности с жильем, дорогие коммунальные услуги, наркоманию, неблагоприятную экологию. Из хорошего в Омской области – своевременная выплата пенсий и социальных пособий. При этом о достойной работе, да еще и по специальности, люди даже не мечтают. Около 70% населения не удовлетворены своей работой.
— Проблема состоит в том, что низкое качество жизни, с учетом всех тенденций последнего времени в регионе, привело к тому, что люди не видят перемен к лучшему и не верят в них, — сказал Сергей ЛОЗИНСКИЙ. По данным разработчика, около четверти населения Омской области уверены, что ситуация в регионе будет еще хуже. Около трети считают, что положение если и улучшится, то незначительно. Большинство полагают, что все останется как есть.
— Это приводит к тому, что 30% населения не верят в возможности Омской области и не пожелали бы своим детям здесь оставаться. Большая часть затрудняются с ответом, но склоняются к варианту, что лучше уезжать, чем оставаться. Только 20% хотят остаться. Однако большинство жителей тем не менее не собираются никуда уезжать, а те, кто хотел бы уехать, не имеют конкретных планов. Это состояние называется социальной апатией. Люди в принципе не верят в лучшее и не готовы что-то для этого делать. Это самый худший вариант, — считает эксперт. — Нужны первые победы, нужно показать, что в Омской области улучшится с рабочими местами, здравоохранением, ЖКХ и всем остальным.
Возможности по исправлению ситуации разработчики связывают с развитием имеющихся и появлением новых кластеров, с перспективными рынками сбыта Казахстана и Центральной Азии. Они расположены рядом, находятся в стадии активного развития, и многие производители Омской области могут найти там покупателей для своей продукции. Основной угрозой для нашего региона Сергей ЛОЗИНСКИЙ назвал потерю статуса города-миллионника и зависимость от госзаказа.
В основе стратегии разработчиков – кластерный подход. В числе ключевых — нефтеперерабатывающий и нефтехимический кластер, агропищевой кластер и кластер высокотехнологичных систем.
— Есть что-то новое, но есть и то, что уже было, — сказал представитель Strategy Partners Group. — Нам часто задают вопрос: «Что нового вы бы предложили?». Но здесь ситуация такая же, как когда вы приходите к врачу, — вы же не хотите, чтобы он предложил вам что-то новое, а хотите быть здоровым. Есть исторически сложившиеся направления, и мы предлагаем, как их можно развивать.
Компания-разработчик предлагает создать в Омской области проектный офис, который будет управлять стратегическими проектами и координировать деятельность министерств и ведомств. Выше офиса должен расположиться консультативный совет по конкурентоспособности и экономическому развитию при губернаторе. Чтобы вся эта система заработала, будет придумано множество регламентирующих документов, в том числе механизм работы с законодательной властью – депутатами.
— В связи с новым федеральным законом, который был принят в первом чтении и будет принят в этом году окончательно, должен быть сформирован перечень документов, куда войдут стратегия развития, программа на среднесрочный период, госпрограмма до 2020 года, программа деятельности министерств на год и проект бюджета, — рассказал Сергей ЛОЗИНСКИЙ.
Также разработчики возлагают надежды на создание Агентства инвестиционного развития – организации, цель которой – оказание помощи инвесторам, отбор промышленных площадок и обеспечение развития услуг и привлечения инвестиций. Если эта организация будет создана и добьется успеха, в Омской области появится еще одна более сложноорганизованная корпорация — финансовый институт, привлекающий внешние средства.
Кстати, одной из немаловажных задач стратегии является выработка механизма для привлечения максимального объема средств из федерального бюджета.
Сергей ЛОЗИНСКИЙ рассказал, что полностью оценить предложенную стратегию можно будет в декабре этого года, после принятия сначала в мае, а затем в июле ряда нормативных актов и принятия первых шагов по их реализации.