10 апреля в министерстве строительства, транспорта и ЖКК Омской области состоялось первое совещание, посвященное разработке региональной программы по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств. Создание пунктов по утилизации автохлама — обязательное условие для привлечения федеральных средств на обновление автопарка и закупку новых автобусов на газомоторном топливе для области. Региональная программа должна быть принята до 1 июля текущего года.
Экспертная группа министерства с участием руководителей отраслевых служб и коммерческих структур, экологов и переработчиков металла предлагает вариант реализации программы на основе государственно-частного партнерства. Тем более что сейчас в Омской области действует установленный порядок сбора и утилизации цветного и черного металлов, имеются предприятия с необходимыми производственными мощностями.
— Принимая старые авто в металлолом, мы получаем прибыль, все наши расходы на дальнейшую их переработку вполне окупаются — сдаем на соответствующие заводы, — рассказал гендиректор ОАО «МРСУ» Олег СЕДУКИН.
Он сообщил, что стоимость оборудования для прессования старых автомобилей составляет 300 — 500 тысяч евро. Легковой автомобиль среднего размера можно сжать в кубик размером 1 х 1 метр — все вредоносные жидкости (кислота, масло и т. п.) предварительно сливаются. Как пояснила замначальника управления экологической безопасности министерства природных ресурсов и экологии Омской области Любовь ИШНИЯЗОВА, теперь лицензия необходима только на размещение отходов и на их обезвреживание — ее выдает Росприроднадзор. На прием металла и на его сжатие лицензия не нужна.
Участники совещания сошлись во мнении, что программа должна решить задачу и по нейтрализации вредных отходов: агрессивных жидкостей из аккумуляторов, масел, резины, пластика, а также решить организационные вопросы по снятию отслуживших автомобилей с регистрационного учета в ГИБДД.
— Чтобы не получилось потом так, что мы создадим предприятие, которое будет принимать авто и сжимать их прессом для дальнейшей переработки, а вредные жидкости и другой материал, которые остаются после авто, будут у нас накапливаться и мы не будем знать, что с ними делать. Что касается брошенных авто, то на штрафстоянках таких — 80%, но, чтобы официально признать их бесхозными, нужно соблюсти довольно сложную процедуру и получить соответствующее определение суда, поэтому нам необходима в этом вопросе помощь ГИБДД. К тому же есть опасность переработать брошенную машину, которая в розыске, — пояснил замминистра строительства транспорта и ЖКК Омской области Игорь КВАСОВ.
По его словам, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске уже работают региональные программы по утилизации. Так что нужно изучать их опыт.
— Также нужно провести мониторинг физлиц и юрлиц на предмет того, насколько у них будет востребована такая услуга. Ведь сейчас много субъектов, которые занимаются так называемым авторазбором — огромные складские площади, где машина разбирается, а потом любой желающий приезжает и выбирает себе запчасти без каких-либо документов. Однако мне кажется, что в городе-миллионнике должны быть понятные и прозрачные правила по утилизации автомобилей. Потихоньку люди привыкнут. Сейчас ведь разбитые ржавые «газели» можно встретить и в лесах, и во дворах домов, и даже на детских площадках. Причем происходит это не столько из-за безалаберности граждан, сколько потому, что никто толком не знает, куда и как правильно сдавать отработавшую свой срок технику, — считает КВАСОВ.
Да что там автомобили, он привел пример, когда один омич решил сдать испорченный медицинский градусник, но не смог этого сделать, потому что во всевозможных инстанциях ему отвечали, что не принимают такие вещи. Наконец кто-то ему посоветовал незаметно положить градусник на подоконник в больнице — техничка будет убираться и заберет его. В больнице-то наверняка знают, как правильно утилизировать градусники и где это делают. КВАСОВ предложил заключать долговременные договоры с предприятиями, которые принимают свинец, старые шины, агрессивные жидкости и т. п. А граждан, которые бросают на улицах свои старые авто, штрафовать, чтобы таким образом стимулировать их к сдаче автохлама в специальные пункты приема.