Хмурая погода за окном и разного рода экономические новости подтолкнули к очередному этологическому экзерсису. Как ни крути, но сегодня над нашими экономическими взаимоотношениями доминирует биология. Стадные приматы, в отличие от коллективных насекомых (муравьев) не имеют сложно организованной инстинктивной программы коллективного производства, поэтому, как уверяют этологи (ученые, изучающие поведение животных), при распределении материальных благ приматы используют набор куцых инстинктивных программ. Самый популярный способ заполучить что-либо материальное — отобрать, пользуясь правом сильного (ограбление). У человека эта программа тоже основная. Человеческие детеныши отбирают друг у друга совочки и формочки даже раньше, чем осваивают речь.
Вторая по значимости программа получения собственности — воровство. У приматов воровство процветает. Воруют они мастерски, применяя разного рода уловки, хотя прекрасно понимают, что будут биты соплеменниками, если попадутся (человек, увы, тоже вороватое создание). Третья программа — попрошайничество. Стадные приматы — профессиональные попрошайки. Это нетрудно заметить, побывав в любом зоопарке. Просят они так настойчиво, что не поделиться с ними булкой невозможно. А человек искусство попрошайничества вообще довел до совершенства. Мы постоянно чего-нибудь просим: у соседа, у коммунальщиков, у мэра, у губернатора и даже у президента ПУТИНА во время его телевизионных встреч с народом.
Четвертый способ экономических взаимоотношений приматов — присвоение имущества по праву доминирования. Они не только «дарят» своему вожаку все, что его заинтересует, но и сами спешат преподнести иерарху «подарок», дабы избежать неприятностей. У людей эта программа трансформировалась в традицию денежных подношений тем, от кого зависит распределение благ. Можно пересажать кучу взяточников и мздоимцев, но в целом традицию передачи «подарков» снизу вверх по иерархической пирамиде побороть трудно. Это инстинкт. Он же лежит, кстати, в основе предпринимательской деятельности. У обезьян обмен, как уверяют этологи, подразумевает такие варианты, как обдурить партнера, подсунуть другой предмет, захватить в процессе обмена оба предмета. Люди тоже предпочитают обмен с выгодой (не обманешь — не продашь). А взаимовыгодный обмен — это уже результат работы разума, иногда побеждающего мошеннические инстинкты.
Этологи, кстати, проводили с обезьянами и экономические опыты. Обучали их, например, зарабатывать жетоны, качая рычаг. На эти жетоны можно было получить из автомата продукты, выставленные за стеклом. И приматы разделились. Одни стали честно зарабатывать, другие попрошайничать у автомата, а доминанты — грабить. Причем доминанты сообразили, что выгоднее отнимать не продукты, а жетоны. Труженики тоже разделились на два типа. Одни копили за щекой жетоны, тратя их экономно, а другие сразу их проедали. Причем спустя некоторое время накопители, которых регулярно грабили, полностью разочаровались в своей экономической стратегии и тоже стали работать ровно на один жетон. В общем, если уж говорить прямо, человек разумный не слишком-то далеко отошел в сторону от приматов в процессе эволюции.