Сотовый рынок стоит перед новым вызовом — стагнацией. О том, как ее избежать, совместно думали участники Международного форума операторов связи «Телеком-2013», состоявшегося на минувшей неделе, 22 мая, в отеле «Ритц-Карлтон Москва». Участники форума, среди которых был и обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ, обсудили будущие изменения Закона «О связи», сроки введения технологической нейтральности и нежелание федеральных операторов оказывать своим абонентам услугу переносимости номера, но все споры в конечном итоге скатывались к одной большой теме — недостаточно высокой конкуренции на сотовом рынке. Если бы операторов в каждом регионе было больше, то и новые технологии внедрялись бы быстрее.
Ограниченная нейтральность
Бурную реакцию, как и ожидалось, вызвало обсуждение на форуме вопроса о введении принципа технологической нейтральности. Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Денис СВЕРДЛОВ (экс-гендиректор компании Yota) в своей вступительной речи эту тему мягко обошел, упомянув лишь, что работа над новой редакцией Закона «О связи» идет активно и подготовлено большое количество разных законодательных инициатив, но на прямые вопросы чиновнику все же пришлось ответить. И его ответы обнадеживают. Похоже, регулятор уже в этом году может разрешить локальным операторам разворачивать сети четвертого поколения на частоте, выделенной под GSM-1800.
— Для введения технологической нейтральности на частоте 1800 МГц нужно еще провести дополнительное исследование. Исследование заказано. Его результаты будем обсуждать на комиссии в августе этого года. Но лично я ожидаю, что исследования покажут возможность технологической нейтральности. Если во всем мире она возможна, то я не вижу причин, по которым она невозможна в России, — пояснил Денис СВЕРДЛОВ.
Главным сторонником технейтральности, напомним, была и остается компания «Tele2 Россия». У топ-менеджеров бывшей «дочки» шведского холдинга этот вопрос вызывает прилив энтузиазма уже давно, еще с тех пор, как менеджмент «большой тройки» (МТС, Билайн, МегаФон) обошел их при получении лицензий на 3G. Летом прошлого года, когда проходили конкурсы по распределению частот под 4G, победителями опять были признаны МТС, Билайн, МегаФон (и примкнувший к ним Ростелеком). И единственная, пожалуй, для «Tele2 Россия» возможность прорваться сегодня в высшую лигу — развернуть во всех регионах присутствия, в том числе и в Омске, сети LTE-1800.
Правда, если судить по высказываниям Дениса СВЕРДЛОВА, то даже при достижении «взаимопонимания» по вопросу технологической нейтральности некоторые ограничения для «Tele2 Россия» в любом случае установят. Как пояснил чиновник, всех желающих развернуть сети LTE в одном из GSM-диапазонов Минкомсвязи обяжет играть по жестким правилам и еще заставит доплатить в госказну. Видимо, регулятор пытается таким образом подать сигнал «большой тройке», которой год назад пришлось заплатить весьма большие суммы за право использовать под технологию 4G несколько полос в диапазоне 2500-2600 МГц да еще и морочить себе голову «расчисткой» этих диапазонов, до сих пор занятых военными и силовиками.
И «большая тройка» этот сигнал восприняла правильно. Как пояснил участникам форума вице-президент ОАО «ВымпелКом» (Билайн) Павел БОРОДИН, федеральных операторов не нужно считать противниками технологической нейтральности. Вопрос, по его мнению, лишь в технических проблемах, которые могут возникнуть при разворачивании сетей LTE в диапазоне 1800 МГц. Главное, мол, чтобы абоненты не потеряли сегодняшний уровень качества голосовой связи.
— В нашей отрасли не бывает ничего сепаратного. Всегда что-то от чего-то зависит, — многозначительно добавил президент МТС Андрей ДУБОВСКОВ. — Говоря о технейтральности, нужно еще учитывать, на мой взгляд, историческую предрасположенность и деление частотных диапазонов, возникшее в результате двадцатилетней деятельности всех операторов и регулятора. Надо отнестись с определенной осторожностью к результатам исследований, поскольку они заложат основу для развития рынка на долгосрочную перспективу. И чтобы спустя пару-тройку лет не возникло повода говорить, что было ошибкой сделать то-то и то-то.
Президент «Tele2 Россия» Джери КАЛМИС в высказываниях был тоже осторожен, тем не менее напомнил коллегам, что в прошлом году НИИ Радио уже проводил испытания на совместимость GSM и LTE на омском участке сети и завершился тот эксперимент успешно. В этом году испытания проходят еще в нескольких городах и закончатся к 1 июня. В общем, можно не сомневаться, что если Минкомсвязи уступит в вопросе технологической нейтральности, то «Tele2 Россия», которая с марта управляется не шведами, а банком ВТБ, сразу же этой возможностью воспользуется (как неоднократно пояснял «КВ» региональный управляющий директор «Tele2 Омск» Олег ГИЛЬБУРД, все новое оборудование, которое с 2009 года устанавливается на базовых станциях Tele2, уже рассчитано на работу в сети LTE).
С номером, но без оператора
Расходятся операторы и во мнении относительно сроков и полезности внедрения услуги переносимости номеров (MNP), которой омичи ждут с 1 декабря 2013 года. Топ-менеджеры «большой тройки» в очередной раз выразили скепсис, а руководство «Tele2 Россия» активно намекало на свою готовность эту услугу предоставлять в срок и в любом количестве. Напомним, облегчить жизнь абонентам сотовых компаний, желающим сменить оператора и сохранить при этом старый номер, обещал еще президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ. В конце 2012 года уже президент Владимир ПУТИН подписал поправки в Закон «О связи», но эта государственная инициатива сразу была встречена «большой тройкой» весьма прохладно и сейчас, как выяснилось, не вызывает у МТС, Билайна и Мегафона сколько-нибудь заметного энтузиазма.
По мнению вице-президента «ВымпелКома» Павла БОРОДИНА, до 1 декабря ввести MNP не представляется возможным по целому ряду причин, и лучше бы перенести этот срок куда нибудь на середину 2014 года. Мол, чтобы ввести MNP, нужно закупить специальное оборудование, а сотовые операторы не могут даже объявить тендеры, поскольку не утверждены еще подзаконные акты, в которых будут изложены требования к оборудованию. А по мнению президента МТС, срок запуска MNP зависит не только от технической готовности операторов, но и от того, насколько быстро правительство утвердит несколько важных решений, в том числе определится, как именно будет работать оператор базы перенесенных номеров.
Не ясен, по словам Андрея ДУБОВСКОВА, и порядок взаимодействий между операторами-донорами (от которых абонент уходит) и операторами-реципиентами (принимающими абонента). К кому из них лучше обращаться абоненту, желающему сменить оператора, — вопрос спорный. Если будет реализована схема, предложенная Минкомсвязи, по которой «перебежчик» обращается к принимающей стороне, то у оператора-реципиента, по мнению главы МТС, могут возникнуть проблемы с задолженностью «нелояльных» абонентов.
Но Минкомсвязи, как уверяет Денис СВЕРДЛОВ, слезам не верит и будет в любом случае настаивать, чтобы операторы подготовились в срок, указанный в Законе «О связи». Четыре ключевых подзаконных акта, по словам чиновника, уже готовы, а в июне должно начаться и тестирование MNP в пилотной зоне. Если по итогам тестирования окажется, что операторы действительно не успевают подготовиться технически, то министерство попробует добиться отсрочки, чтобы не вводить сырую услугу. Однако, по мнению Дениса СВЕРДЛОВА, вполне возможен вариант, при котором с 1 декабря все операторы будут обязаны отпускать абонента, желающего уйти с номером, но принимать «перебежчиков» смогут лишь те, кто проявил должную расторопность.
Судя по комментариям Джери КАЛМИСА, который горячо поддерживал все инициативы Минкомсвязи, и большим сотовым планам банка ВТБ, сотовый дискаунтер уже готовится пополнить свою абонентскую базу за счет конкурентов из «большой тройки». Региональный исполнительный директор «Tele2 Омск» Олег ГИЛЬБУРД тоже подтвердил «КВ», что «безусловно, будет сделано все возможное, чтобы успеть внедрить MNP до 1 декабря, хотя стоит учитывать, конечно, и время, необходимое всем операторам на настройку, тестирование и обеспечение качественного предоставления этой услуги».
Вообще, по мнению Джери КАЛМИСА, лидеры сотового рынка чересчур расслабились и используют имеющийся у них частотный ресурс не очень эффективно. Чтобы отрасль связи опять начала двигаться вперед, обязательно нужны, по его мнению, и MNP, и технейтральность, и региональные виртуальные операторы, и новые игроки федерального масштаба.
— Мировой опыт применим и к России, не смотря на всю ее специфику, — считает вице-президент по корпоративным вопросам и правовой поддержке «Tele2 Россия» Мамука МАРХУЛИЯ. — Законы физики и экономики примерно одинаковы для всех стран, и все страны испытывают дефицит частотного ресурса, и все операторы во всем мире стараются как можно эффективнее использовать уже распределенные частоты. Если в России есть сети в диапазоне 1800 МГц, которые используются под GSM, то логично сделать апгрейд и использовать эти же сети под LTE-1800.
И конкуренция на российском телекоммуникационном рынке, по мнению Мамуки МАРХУЛИЯ, еще далека от европейской. Сегодня маржинальность бизнеса российских сотовых операторов, по его словам, почти одинаковая (40-50% процентов), что намного выше, чем в развитых странах. А при высокой конкуренции одинаковой доходности у всех участников рынка быть не может. И дискуссии о том, что сотовый бизнес в России движется по какому-то уникальному российскому пути, — это, мол, как споры 15-летней давности о необходимости спасать АвтоВАЗ. Тогда тоже многие говорили, что завод уникальный, поскольку производит автомобили, приспособленные для российских дорог.