С 14 августа уходит в отставку заместитель председателя правительства, министр экономики Омской области Александр ТРИППЕЛЬ. Указ об этой отставке 2 августа подписал губернатор Виктор НАЗАРОВ. В связи с этим главный редактор «Коммерческих вестей» Марат ИСАНГАЗИН обратился к Александру ТРИППЕЛЮ с рядом вопросов о деятельности министерства экономики за прошедший год, об экономическом будущем Омского региона, о препятствиях, которые мешают региону развиваться ну и, конечно, о стратегии Омской области.
— Александр Фридрихович, каким образом минэкономики участвовало в разработке стратегии развития Омской области?
— Первое — всю работу Strategy Partner`s Group организовало министерство экономики, участвовало во всех встречах, которые проходили с представителями предприятий, вузов, министерств, муниципалитетов. И, конечно, мы были в гуще всей работы и знали и понимали, к каким решениям приходит компания. Могу сказать, что подход к разработке стратегии мне был понятен и вполне нас устраивал, так как в основе он был направлен на развитие экономики, создание дополнительных рабочих мест через привлечение инвестиций и развитие тех отраслей (кластеров), реализация которых может дать максимальный объем валового регионального продукта и, как следствие, поступление налогов в бюджеты всех уровней. Такой подход лично я ни разу не встречал ранее. Мне этот подход импонирует, потому что мы в свое время (2005-2007 годы) по нефтехимии такой кластер создавали...
— Пытались создать...
— На бумаге мы его сделали, но реализовали частично. Это было самым сложным и сейчас будет непростым вопросом — реализация нефтехимического кластера. Потому что там переделы производства с очень серьезными финансовыми вложениями. Для реализации таких проектов необходимо участие государства с привлечением больших компаний, которые владеют сырьем и без участия которых вряд ли что получится. Тем не менее уже реализовано в Омске большое количество предприятий по переработке полимеров — производство оконных профилей (ПВХ), преформ (ПЭТ-бутылок), листовой поликарбонад и т. д. За 9 лет с 2004 года производство изделий из полимеров увеличилось более чем 20 раз.
— Когда Александр ИДРИСОВ был у нас в газете в гостях «на кухне», то сказал, что они ставили перед собой задачу найти возможности для роста экономики, а вся социальная надстройка появится уже потом: будут деньги — будут и возможности. Можно много говорить о социальных всяких вещах, каким замечательным должен стать город, но без денег ничего этого не будет.
— Я полностью солидарен с этим утверждением. Их группа как раз под это профессионально заточена. Этого в Омске не хватало. Хотя многие направления были расписаны и в программных документах предыдущего правительства, ведь эти программы тоже делались не на пустом месте и учитывали имеющуюся производственную, инфраструктурную и научную базу. Но мне кажется, принятая сегодня стратегия наиболее полно и правильно отражает подходы, которые должны быть реализованы сегодня. Требуется дополнительно все указанные технологические цепочки расписать, оценить по каждому переделу и увидеть в конце цифры: что может дать реализация каждого кластера, и уже точечно искать инвесторов для реализации. Не просто зазывать — пойдемте к нам, здесь лучше, а искать интересные компании в области нефтехимии, переработки продуктов питания, высоких технологий, деревопереработки, обеспечив их инфраструктурой и преференциями, которые мы можем дать в рамках закона.
— Что дала общественная экспертиза?
— Я бы не назвал это экспертизой. Мы привлекли максимальное количество людей, прессу, для того чтобы рассказать о стратегии, но на самом деле саму экспертизу мы там даже не рассматривали. Вы же видели, что 90% всех групп говорили, как обустроить жизнь в Омске исходя из того, что деньги где-то там лежат... Да, там были толковые предложения, разумные подходы, это все нормально, но они все были связаны с тем, как использовать уже кем-то развитую экономику, налоги, которые поступили. Но эти бюджетные поступления сначала нужно все-таки заработать.
— Был ли в работе Strategy Partner’s Group какой-то аспект, который вы не ожидали? А они это обнаружили и продемонстрировали?
— Неожиданным оказались результаты опроса населения, где на первом месте стояли не проблемы работы, наполнения бюджета, даже не нехватка детских садов, а ситуация с алкоголизмом и наркоманией. Оказывается, людей беспокоят не те вопросы, над которыми мы работаем.
— Вы изучали, каковы итоги их работы в других регионах, где прошел год, два, три после утверждения стратегии?
— Итоги противоречивые. В Томске я не вижу ничего прорывного, там даже технопарк по-существу не работает. Калуга, конечно, гремит, но теперь Калугу многие себе приписывают. Я полагаю, что самое важное в стратегии – исполнение. Насколько правильно мы будем использовать ресурсы, которые в ней обозначены. Предположим, случится кризис, а к этому все идет, мы уже видим снижение налоговых поступлений по прибыли и в Омской области, и в целом по России, где уже на триллионы идет счет — все идет к тому. Кризис придет, и что произойдет в Калужской области, а что в Омской? Там спад будет можно сравнивать с АвтоВАЗом в 2009 году, а у нас спад будет намного меньше. У нас разнонаправленные отрасли, которые не дадут того спада, какой будет в таких узкопрофилированных кластерах, которые существуют в Калуге.
— Понятно: у них запущены технологические линии, работающие на массовый рынок, а у нас заводы ВПК работают на государство, поэтому спад будет меньше.
— Да, где стоят сборочные конвейеры, там спад всегда больше. Впрочем работа на государство в тех формах, которые существуют в Омске сегодня, тоже есть негативный аспект.У нас почти все предприятия ВПК вошли в вертикально интегрированные холдинги, став практически филиалами. Они действительно за последние пять лет значительно увеличили объемы производства, но, превратившись в филиалы, они не занимаются собственным поиском дополнительных заказов гражданской продукции, а только выполняют государственные заказы. Если вспомним историю — 90-е годы, когда эти предприятия были брошены, они должны были выживать и усиленно прикладывали силы для создания новых разработок и изделий, ездили, искали заказы, пытались что-то производить, максимально использовать свои мощности. Сегодня этого не происходит и объемы гражданских заказов у них уменьшаются, несмотря на огромные резервы мощностей и производственных помещений. Более того, головная компания, если увидит, что филиал находит какие-то заказы, снижает им финансирование по заработной плате, по энергетике, и таким образом дестимулируют омских руководителей, лишают их желания заниматься поиском чего-нибудь дополнительного. А теперь представьте себе: пройдет какой-то период времени и объемы госзакзов снизятся. Что будет с предприятиями и что будет с людьми? По новой, с нуля придется начинать искать гражданские заказы? Я считаю, что омские предприятия должны быть не филиалами, а полноценными акционерными обществами, которые – да, получают какой-то объем госзаказа, но там должен быть совет директоров, который будет заинтересован в развитии, использовании мощностей, корпусов, земли. Сегодня налоги на землю у них минимальны. Поэтому они не заинтересованы, чтобы использовать эти земли и не отдают землю муниципалитету.
— Тому же «Салюту» это сказать, он ответит: да и забирайте свое объединение имени Баранова, а мы свои заказы будем размещать на других предприятиях в стране, благо их хватает.
— Но омское предприятие должно будет предоставлять свои услуги качественнее и дешевле, чем у других, развиваясь и в других направлениях. Это выгоднее будет и территории, и самому головному предприятию, пусть оно останется в качестве управляющей компании. А если это предприятие не в силах развиваться, но при этом платит полным рублем налоги на землю на имущество и прочие, у него два выхода: или оно отдаст неиспользованные площади муниципалитету, тем самым снизив затраты и становясь конкурентоспособным, или оно все-таки освоит само эти площадки и снизит себестоимость своей продукции. То есть должна быть система мотивации — предприятию должно быть выгодным развиваться. В ином случае года через два — три после снижения объемов госзаказа спад почувствует и бюджет Омской области. Это мина замедленного действия, которая рано или поздно взорвется. И в Омске она будет более болезненной, чем в Новосибирске или в европейской части страны, потому что там предприятия ВПК не так сконцентрированы, как у нас здесь.
— Вы говорите о практике 90-х по поиску сторонних заказов предприятиями ВПК, но эти заказы были мизерны. До сих пор помню, как территория Омсктрансмаша была заставлена огромными бутылкомоечными машинами, которые они делали вместо танков, а их не покупали, или ПО «Полет», который с трудом пробивал какие-то мизерные заказы по программе «СибВПКнефтегаз», не покрывавшие даже расходов на содержание цехов.
— Да эти заказы были маленькими, недостаточными для этих огромных предприятий, но сейчас и они почти сошли на нет. Даже эти с трудом наработанные направления, которые начали было двигаться, значительно уменьшены.
— Но это вопрос федерального уровня, вопрос изменения правил игры в стране, а что можно сделать уже сейчас на региональном уровне?
— Об этом мы уже много говорили, в том числе и с вами — использовать мощности, площадки, которые есть, и точечно в разработанных кластерах предлагать, подбирать, привлекать инвестиции — эту работу нужно делать всегда. Однако какого-то прорывного движения, революции в Омске не будет. Инвесторов нужно искать конкретных под конкретные производства. Например, инвестора для производства фталевого ангидрида,потому что ортоксилол здесь есть. Или инвесторов по агропромышленному кластеру, чтобы переработать три миллиона тонн зерна, мы должны переработать все, что производим. Вывозим 500 т молока и, соответственно, должны увеличить переработку молока. Все эти переделы понятно какие.
— Несколько лет назад вы говорили о возможности использовать свободные площадки предприятий ВПК, где есть корпуса и коммуникации.
— Даже там, где такие площади свободны, руководство не стремится делиться, давать возможности. Говорят: а может, нам эти площадки понадобятся через пять, десять, двадцать лет. Но если у них налоги за неиспользуемые площади минимальны, у них и нет интереса их использовать, добиваться финансовой отдачи. Надо их подтолкнуть, замотивировать. Любое акционерное общество, работающее в условиях рынка, будет максимально сжимать свои затраты и поднимать эффективность. Стремиться к этому. Филиалы в этом не заинтересованы.
— Что удалось сделать за год на посту министра экономики?
— Мы разработали законодательную базу для инвесторов, дали им преференции. В частности, вновь созданные перерабатывающие предприятия на пять лет освобождаются от налога на имущество и налога на прибыльв рамках того, что нам позволяет федеральное законодательство.
— Кто-то уже воспользовался этими законами?
— Сейчас в минэкономики лежат три проектных соглашения на новые производства. Думаю, они будут подписаны.
— Какого объема?
— Закон говорит об инвестиционных проектах объемом не менее 50 миллионов рублей.
— И эти преференции для них ощутимы?
— Раз они пришли, значит, ощутимы. Правда, в этом году изменилось федеральное законодательство и на новое оборудование налог на имущество уже не платится, а значит, эффект от нашего регионального законодательства не так велик, как мог быть, но мы большего сделать не можем. Но это сделать надо было — все регионы вокруг нас такие законы уже ввели. Мы подобрали площадки с инфраструктурой для инвестиционных проектов.
— Где?
— Сегодня уже больше 20 площадок. В Калачинском районе инвестору были предложены площадки под производство спирта. Они выбрали одну из них. К сожалению, из-за повышения акцизов произошло значительное снижение производства водочной продукции в целом по России и они остановили процесс, хотя мы им выделили площадку со всеми подключениями.
— Разговаривал с президентом группы «Оша», которая два года была лишена лицензии на производство спирта. Владимир Константинович говорит, что декларации о якобы возможном производстве спирта в Калачинском районе были всего лишь способом давления на него, чтобы он продал свой спиртовой завод.
— У «Оши» мощность три миллиона декалитров в год, а там был проект на 20 миллионов декалитров. Из них 10 миллионов мог бы потреблять Омсквинпром, остальное они планировали отправлять дальше на Восток, поэтому им обязательно железная дорога нужна была. Три миллиона дал – это ни о чем.
— Но он утверждает, что они к нему подкатывали с таким предложением.
— Они готовы были вложиться в реконструкцию его производства и довести там объемы до 10 млн декалитров и обеспечить полностью Омсквинпром – это намного дешевле для них, чем калачинский проект. Нам очень важно было бы иметь в Омске такое предприятие, потому что самые большие налоги мы получаем по акцизам.
— В «Оше» говорят, что область не очень-то и помогала в возвращении лицензии.
— Это не так. По возвращению лицензии на водку помогали НАЗАРОВ и МИХЕЕВ, и не просто писали, но и ездили в Москву. А по спирту не могли сделать, пока «Оша» не поставит комплекс переработки барды. В России нет ни одного завода по производству спирта, который имеет лицензию и не имеет переработки барды. И пока «Оша» не реализовала такой проект, ей не давали лицензию.
— Кстати, глава Калачинского района рассказывал о возможном проекте завода по изготовлению монорельсов…
— Ну, монорельсы я не сильно там вижу… Есть две хорошие площадки для переработки леса в Называевском районе. Речь не идет о деловой древесине. Есть в Марьяновском районе, Москаленском — практически в каждом районе и штук пять в Омске. Кроме того, под Карбышево реализуется проект сельхозпереработки по рапсу – выделена земля. Однако надо понимать — инвесторы не стояли на низком старте: сейчас вот сделали условия и побежали инвесторы в Омскую область – такого нет. Еще много чего надо делать. И, конечно, в этом плане отдельным блоком стоит вопрос благоприятного инвестиционного климата, который не создается за один год и его не создать законом, он создается отношением чиновников, отношением силовиков к бизнесу и предпринимателям. И он сегодня у нас в Омске далеко не лучший.
— Вы говорите, климат у нас далеко не лучший, но если судить по ежегодным рейтингам авторитетных журналов «Форбс» и «РБК,» Омск по этому климату занимает в России пятое — восьмое место. То есть мы лидеры.
— Один из показателей, которые там рассматриваются в качестве приоритетных, – низкая заработная плата. С одной стороны, мы говорим, что в Омской области низкая зарплата – это плохо. Но, с точки зрения инвесторов, если в данном регионе низкая средняя зарплата – это показатель, что сюда можно идти, так как здесь переизбыток рабочей силы. Низкая зарплата – это значит, здесь недостаточная конкуренция – и это положительный показатель. То же самое и Strategy Partner’s Group считает низкую зарплату плюсом, а мы им говорим: как так? Это же плохо! Но в качестве инвестиционной привлекательности это плюс.
— Вернемся к алкоголю,.Наша область приняла решение выплачивать субсидии на рост производства пива и крепкого алкоголя. Это дало эффект? Насколько я знаю, решение было вынужденным, так как «САН ИнБев» во всех регионах присутствия предъявила ультиматум губернаторам: возвращайте нам часть того, что мы отчисляем в качестве акцизов, а не то мы подумаем, есть ли смысл нашему производству в вашем регионе. И один завод уже закрыла в регионе, где губернатор им резко отказал в субсидиях.
— По пиву уже в течение пяти лет в России идет снижение производства. Представьте себе, что у вас есть десяток предприятий и при этом ежегодно на 10 – 18% снижаются объемы производства, нужно ли в таком случае держать эти 10 площадок? Они занимаются оптимизацией, при этом учитывая ситуацию в тех регионах, где их ждут, где хотят от них увеличения производства. Если они там находят понимание, они туда вкладывают и развивают производство и получают какие-то преференции – это нормально. Причем для Омской области это было очень важно, потому что у нас строится кластер с производством ячменя – в текущем году они заказали его больше у сельхозпроизводителей региона, плюс к этому было объявлено, но пока не начали строить 2-ю очередь производства стеклянных бутылок. Так что нам выгоден кластер, связанный с пивом. Что касается водки, если бы они обеспечили рост производства, то и они бы тоже получили субсидии. Областной закон предусматривает субсидии только на прирост производства. По пиву это дало результат. Но сейчас на уровне Федерации с 3 июля убрали у регионов право на субсидии для подакцизных товаров и теперь их не будет. Будем создавать условия для этих предприятий другими методами. Но мы должны бороться за эти предприятия, так как 100% акцизов по пиву платятся в бюджеты субъектов. Акцизы для регионов очень важны. Если бы в Омске построить еще один небольшой нефтеперерабатывающий завод, это бы дало в бюджет намного больше, чем любое другое перерабатывающее производство. Сейчас я бы больше внимания на эту часть обратил.
— В стратегии развития Омской области по нефтехимическому кластеру сделана ставка на два предприятия — ОНПЗ и Крутогорский нефтеперерабатывающий завод, гигант и карлик.
— Крутогорский завод, если его сделать в рамках объема три миллиона тонн переработки в год — а это очень реально – десять миллиардов в бюджет прилетит плюсом.
— Да?!!!
— Минимум десять миллиардов в областной бюджет. Скажите – это надо?
— Еще как надо.
— Я бы больше сказал – туда надо бежать и помогать. А не долбить его.
— Вы говорили о предстоящем кризисе, вы действительно считаете, что он будет?
— Я совершенно в этом уверен. Мы с 1998 года имеем курс доллара около 30 рублей. Ну, сегодня под 33 подходит — его уже начали подтягивать. Я считаю, что еще год назад должны были ослаблять рубль. Это надо было делать еще и до вступления в ВТО. Но почему-то мы инфляции боимся больше, чем работы экономики. Внутренняя инфляция от семи до девяти процентов в год была, а доллар в течение 15 лет оставался равным 30 рублям. Абсурд! Значит, мы не конкурентны. За пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом года прошлого экспорт, если убрать углеводороды, снизился в два раза – это показатель. А общая прибыль предприятий падает — это говорит о том, что внутренняя конкуренция усилилась. Что в таком случае делают предприятия? Снижают цену. До какого уровня? Хоть до уровня себестоимости, но с рынка уходить не будут, ситуация в будущем может измениться, а если уйти с рынка, место сразу займут другие. Вот, например, в прошлом году у нас в Омской области было увеличение объема инвестиций, в текущем году это отразилось ростом объема производства – заработали новые введенные мощности. В текущем году будет снижение инвестиций, значит, в следующем году такого прироста производства уже не будет. Одна из кардинальных мер спасения российской экономики – ослабление курса рубля. Вторая кардинальная мера… Я был уверен, что с июля текущего года стоимость газа не поднимут, а его взяли и подняли, и даже на 2014 год обозначили еще одно увеличение. Соответственно, в структуре себестоимости доля энергетики вырастет, и отечественная продукция станет еще более неконкурентоспособной. Мы своим преимуществом не пользуемся — у нас уровень цен на энергетику выше, чем в Америке, при этом производство более энергоемко. Помните 1998 год, когда пришел премьером ПРИМАКОВ – цены на энергетику притормозили, а рубль отпустили — и все производственные мощности сразу же заработали. Ну, или третий вариант, который самый больной, но самый эффективный: если цена на нефть упадет до 70 долларов за баррель, руководство страны сразу же начнет все делать правильно с точки зрения экономики, развития перерабатывающих отраслей.
— В последнее время чуть ли не все наши гости на кухне «КВ» в один голос говорят о том, что регион мало работает с федеральными программами, надо активнее входить в эти программы и только тогда «будет в Омской области счастье». А как думаете вы?
— Когда Владимир ПУТИН был избран президентом РФ, происходила максимальная концентрация бюджетных средств в центре, и это было в то время оправданно, дало свои результаты. Но сейчас ситуация совсем другая. Мы видим большой профицит федерального бюджета и дефицит большинства бюджетов субъектов. При этом перераспределение вышестоящего бюджета идет по отраслевому принципу через различные программы. Сами программы и условия участия в этих программах субъектов разрабатываются в центре. Отсюда вывод: можно получить финансирование по действующим программам, если сумеешь в них попасть, договориться. Но мне кажется, пора отказаться от отраслевого принципа перераспределения средств, перейти к другим формам, предусмотренным бюджетным законодательством. А субъекты и муниципалитеты вполне могут работать самостоятельно со своими бюджетами, выполняя стоящие перед ними задачи, а форм контроля сегодня более чем достаточно (законодательная власть, контрольно-счетная палата, прокуратура). Но сегодня, вы правы, многое зависит от того, сможем ли мы обеспечить свое участие в тех или иных программах.