Европа захвачена русскими. В эти дни родная речь везде: звенит в тиши соборов и гуле площадей, отдается эхом на узких средневековых улочках, поднимается на башни разбойничьих рыцарских гнезд и падает в колодцы древнеримских катакомб. В аэропортах, на вокзалах, в лучших ресторанах и, разумеется, на бескрайних просторах мультибрендовых бутиков – русские повсюду.
Это не исход, а сезон отпусков. Море и пляжи навевают тоску, пирамиды и верблюды вызывают зевоту и даже встреча со старыми знакомыми – чертиками в олл-инклюзив баре уже не радует так, как прежде. Наши соотечественники возжелали испанских виноградников, французских бульваров, бельгийских монастырей, немецких замков с непроизносимыми названиями и голландских соблазнов, довольно сомнительных с моральной точки зрения.
В июне мои друзья из небольшого турагентства исчезли из социальных сетей, в июле перестали попадаться в любимом кафе, а с началом августа отбросили и вредную привычку спать. Лексикон их стал приобретать отчетливое сходство с рыбацким. «Пошел большой турист», — говорят они и тянут в свой микроатобус тяжелые сети.
Социальный состав руссо туристо пестр, как Берлин в дни тех самых парадов, что подпадают под статью 6.21 КоАП РФ. В Европу едут нефтяники и металлурги, строители и хлеборобы, секретари-референты и менеджеры по продажам, а особенно охотно — чиновники и депутаты. Вообще госсектор во всем его нашем разнообразии министерств, ведомств, служб департаментов, администраций, агентств, комиссий, инспекций, госкорпораций, ФГУПов, МУПов и далее в бесконечность – словом, весь опорно-двигательный аппарат вертикали власти стал основным поставщиком европейских путешественников.
Быть может, кто-то скажет, что это непатриотично. И что, мол, людям, несущим на себе все тяготы особого русского пути и духовных скреп, следует проводить отпускные дни среди отечественных красот и курортов Северного Кавказа. Но история учит нас, что такие рассуждения глубоко ошибочны. Ведь Петр Первый был прав: рано или поздно масса ощущений и переживаний, которые приносит с собой европейский отдых, перейдет в качество. И тогда отпускники из числа ответственных лиц спустятся с Эйфелевой башни и направятся, следуя единственно верным путем дедукции, от общего к частному, пристально рассматривая по дороге неприметные детали загадочной европейской жизни.
Те из лиц, что отвечают за благоустройство, обратят внимание на тротуары, скамейки, урны, фонари, а особенно – на полезную европейскую привычку устраивать ливневую канализацию. Те, кто руководит транспортом, отменят заказ такси к отелю, чтобы проехаться на трамваях и городских электричках. А потом многократно пересекут Елисейские поля по «зебрам», чтобы понять секрет, почему европейцы не роют в центре города подземных переходов. А те, кто развивает физкультуру и спорт, возьмут напрокат велосипеды и на своем опыте изучат все сто пятьдесят разнообразных способов организации безопасных и удобных велодорожек, помимо одного, им уже известного. Того, который из щебенки и на месте газона.
Одна беда – в таком случае может статься, что со временем все эти, покамест странные нашему взгляду, мелочи будут перенесены на отечественную почву.
И в чем тогда будет смысл европейских путешествий?